Союз Реставраторов России

ПОИСК
МЕНЮ

Друзья Союза


ДРУЗЬЯ СОЮЗА
Мария Захарова, официальный представитель МИД России:
Мария Захарова, официальный представитель МИД России:


Сохранение объектов культурного наследия в России и моей любимой Москве – тема чрезвычайно важная и по-настоящему близкая.

Наше Министерство гордится своими «жемчужинами»: Домом приемов МИД России («Особняк Зинаиды Морозовой»), Зданием ГлавУпДК при МИД России («Особняк на Пречистенке»), многими другими памятниками архитектуры, о которых без малого век заботится Главное Управление по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России. В ведении ГлавУпДК находится более 150 особняков, большая часть которых является архитектурными объектами культурного наследия России, памятниками истории и культуры регионального и федерального значения. Среди них – шедевры всемирно признанных мастеров Федора Шехтеля, Льва Кекушева, Вильяма Валькота и др.; великолепные образцы стилей необарокко, неоклассицизма, неоготики, эклектики, а также период расцвета русского архитектурного модерна. Сегодня в них размещаются посольства иностранных государств, резиденции послов, различные представительства. Именно от мастерства реставраторов зависит то, удастся ли передать грядущим поколениям эти шедевры в их первозданном историческом виде.

Я с большим уважением отношусь к благородному и непростому труду реставраторов. Мне кажется, что, занимаясь реставрацией исторических объектов, вы, неизменно, вкладываете душу в этот с одной стороны творческий, а с другой – очень сложный технически процесс. В самой сути реставрации есть, как мне кажется, устремленный в будущее своеобразный диалог прошлого с настоящим, а это дорогого стоит. И мне особенно отрадно, что таким важным делом занимаются настоящие профессионалы.

Искренне желаю вам и всем, кто имеет отношение к сохранению культурного архитектурного наследия, всего самого доброго, успехов и творческого вдохновения!

Внешний код: 940
Описание для анонса: 

Сохранение объектов культурного наследия в России и моей любимой Москве – тема чрезвычайно важная и по-настоящему близкая.

Наше Министерство гордится своими «жемчужинами»: Домом приемов МИД России («Особняк Зинаиды Морозовой»), Зданием ГлавУпДК при МИД России («Особняк на Пречистенке»), многими другими памятниками архитектуры, о которых без малого век заботится Главное Управление по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России. В ведении ГлавУпДК находится более 150 особняков, большая часть которых является архитектурными объектами культурного наследия России, памятниками истории и культуры регионального и федерального значения. Среди них – шедевры всемирно признанных мастеров Федора Шехтеля, Льва Кекушева, Вильяма Валькота и др.; великолепные образцы стилей необарокко, неоклассицизма, неоготики, эклектики, а также период расцвета русского архитектурного модерна. Сегодня в них размещаются посольства иностранных государств, резиденции послов, различные представительства. Именно от мастерства реставраторов зависит то, удастся ли передать грядущим поколениям эти шедевры в их первозданном историческом виде.

Я с большим уважением отношусь к благородному и непростому труду реставраторов. Мне кажется, что, занимаясь реставрацией исторических объектов, вы, неизменно, вкладываете душу в этот с одной стороны творческий, а с другой – очень сложный технически процесс. В самой сути реставрации есть, как мне кажется, устремленный в будущее своеобразный диалог прошлого с настоящим, а это дорогого стоит. И мне особенно отрадно, что таким важным делом занимаются настоящие профессионалы.

Искренне желаю вам и всем, кто имеет отношение к сохранению культурного архитектурного наследия, всего самого доброго, успехов и творческого вдохновения!


ДРУЗЬЯ СОЮЗА
Чулпан Хаматова, актриса театра и кино, учредитель благотворительного фонда «Подари жизнь»:
Чулпан Хаматова, актриса театра и кино, учредитель благотворительного фонда «Подари жизнь»:


"Год назад наш фонд получил от Правительства Москвы в безвозмездное пользование усадьбу Измалково. На ее территории мы планируем сделать пансионат для пациентов. Измалково - это уникальный архитектурный ансамбль с богатейшей историей. Когда-то усадьба принадлежала семейству Самариных, здесь жил и работал известный славянофил и философ Ю. Ф. Самарин, бывали Аксаковы, Мамонтовы, Поленовы.

Время и годы, к сожалению, сыграли свою роль, и сейчас усадьба заброшена, ей нужна очень бережная и серьезная реставрация и мы в фонде "Подари жизнь" очень гордимся тем, что нам выпала возможность таким образом быть причастными к восстановлению уникального объекта культурного наследия. Вы, реставраторы, делаете эту колоссальную работу ежедневно - помогаете сохранить память и душу нашей страны. Это очень непростой, ответственный и важный труд, без которого немыслима ни культура, ни история государства."

Внешний код: 873
Описание для анонса: 

"Год назад наш фонд получил от Правительства Москвы в безвозмездное пользование усадьбу Измалково. На ее территории мы планируем сделать пансионат для пациентов. Измалково - это уникальный архитектурный ансамбль с богатейшей историей. Когда-то усадьба принадлежала семейству Самариных, здесь жил и работал известный славянофил и философ Ю. Ф. Самарин, бывали Аксаковы, Мамонтовы, Поленовы.

Время и годы, к сожалению, сыграли свою роль, и сейчас усадьба заброшена, ей нужна очень бережная и серьезная реставрация и мы в фонде "Подари жизнь" очень гордимся тем, что нам выпала возможность таким образом быть причастными к восстановлению уникального объекта культурного наследия. Вы, реставраторы, делаете эту колоссальную работу ежедневно - помогаете сохранить память и душу нашей страны. Это очень непростой, ответственный и важный труд, без которого немыслима ни культура, ни история государства."


ДРУЗЬЯ СОЮЗА
Аксючиц Виктор Владимирович, философ, богослов, публицист, религиозный деятель:
Аксючиц Виктор Владимирович, философ, богослов, публицист, религиозный деятель:


- Замечательно и бережно, с учетом всех возможных исторических материалов восстановлены Оптина Пустынь и Казанский собор на Красной площади. Мой дядя был его настоятелем, он трепетно относился к реставрации, собирал материалы. Восстанавливая такие объекты нужно учитывать не последний облик, иногда историей искаженный, но и облик памятника в ту эпоху, когда он был построен. Например, в Звенигороде Вознесенский собор восстановлен не гармонично, в нем видна эклектика разных эпох.

Общая проблема реставрации, что ей часто занимаются строительные фирмы. Есть мнение, что наиболее оптимальны дореволюционные технологии, которые сохраняли веками соборы, храмы. Использование современных технологий зачистки и подновления часто портит памятники.

Если Союз создается по инициативе профессионалов, ими востребован, приносит им пользу, то конечно такие организации нужны. Бизнес и власть не должны диктовать условия, реставраторы сами должны решать свои профессиональные вопросы. Реставрация - тонкая область, как всякое искусство, культурная деятельность, в которую непрофессионалам лучше не влезать.  

Внешний код: 850
Описание для анонса: 

- Замечательно и бережно, с учетом всех возможных исторических материалов восстановлены Оптина Пустынь и Казанский собор на Красной площади. Мой дядя был его настоятелем, он трепетно относился к реставрации, собирал материалы. Восстанавливая такие объекты нужно учитывать не последний облик, иногда историей искаженный, но и облик памятника в ту эпоху, когда он был построен. Например, в Звенигороде Вознесенский собор восстановлен не гармонично, в нем видна эклектика разных эпох.

Общая проблема реставрации, что ей часто занимаются строительные фирмы. Есть мнение, что наиболее оптимальны дореволюционные технологии, которые сохраняли веками соборы, храмы. Использование современных технологий зачистки и подновления часто портит памятники.

Если Союз создается по инициативе профессионалов, ими востребован, приносит им пользу, то конечно такие организации нужны. Бизнес и власть не должны диктовать условия, реставраторы сами должны решать свои профессиональные вопросы. Реставрация - тонкая область, как всякое искусство, культурная деятельность, в которую непрофессионалам лучше не влезать.  


ДРУЗЬЯ СОЮЗА
Говорухин Станислав Сергеевич, Сопредседатель Центрального штаба ОНФ, депутат Государственной Думы, кинорежиссёр:
Говорухин Станислав Сергеевич, Сопредседатель Центрального штаба ОНФ, депутат Государственной Думы, кинорежиссёр:


- На меня произвел впечатление памятник Николаю I напротив Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Он необычен, стоит на двух точках опоры, это технически уникальное сооружение, которое всегда привлекало мое внимание. Но каждый раз моя мысль перетекала в другие сферы. Я думал почему большевики не уничтожили этот памятник, рука не поднялась на Николая I, душителя декабристов.

В Санкт-Петербурге я люблю Васильевский остров за его расчерченность, Медного всадника. До революции в Петербурге стояли два памятника Петру – “Петр, спасающий рыбаков” и “Царь-плотник”. Интересно, восстановили их или нет?

Что касается реставрации, то мы сейчас основательнее стоим на земле. Конец 80-х-начало 90-х годов был очень сложным периодом для страны. Разруха длилась пятнадцать лет, а чтобы все восстановить нужны десятки лет. Были разрушены заводы, хозяйства, образование. Например в образовании, мы постепенно начинаем возвращаться к старому, и сегодня назад в прошлое звучит очень современно.

Внешний код: 848
Описание для анонса: 

- На меня произвел впечатление памятник Николаю I напротив Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Он необычен, стоит на двух точках опоры, это технически уникальное сооружение, которое всегда привлекало мое внимание. Но каждый раз моя мысль перетекала в другие сферы. Я думал почему большевики не уничтожили этот памятник, рука не поднялась на Николая I, душителя декабристов.

В Санкт-Петербурге я люблю Васильевский остров за его расчерченность, Медного всадника. До революции в Петербурге стояли два памятника Петру – “Петр, спасающий рыбаков” и “Царь-плотник”. Интересно, восстановили их или нет?

Что касается реставрации, то мы сейчас основательнее стоим на земле. Конец 80-х-начало 90-х годов был очень сложным периодом для страны. Разруха длилась пятнадцать лет, а чтобы все восстановить нужны десятки лет. Были разрушены заводы, хозяйства, образование. Например в образовании, мы постепенно начинаем возвращаться к старому, и сегодня назад в прошлое звучит очень современно.


ДРУЗЬЯ СОЮЗА
Стеблов Евгений Юрьевич, актер театра и кино, первый заместитель председателя Союза театральных деятелей России:
Стеблов Евгений Юрьевич, актер театра и кино, первый заместитель председателя Союза театральных деятелей России:


- Насколько нужен тот или иной союз должны решать сами профессионалы.

Союз театральных деятелей основан в 1876 году, он не имеет никакого отношения к советским организациям, к творческим союзам, хотя благополучно существовал и в это время. Например, мои коллеги сравнивают наш Союз с профсоюзом, но это скорее конфедерация союзов. Мы работаем с театрами во многих городах России. Очень часто здания этих театров находятся в центре. Волей или неволей они связаны с вертикалью власти, поэтому мы всегда сотрудничали с властью и имеем на нее влияние. Я знаю, что через Союз художников решается проблема мастерских для художников. А у Союза кинематографистов сегодня нет юридической силы влиять на частного производителя в киноиндустрии. В любой творческой организации все очень индивидуально.

Если взять реконструкцию театров, то это в первую очередь МХАТ. Его реконструировали с помощью старых основ, а качество реставрационных работ выяснится с течением времени. При Лужкове было увлечение архитектурными тортами со множеством кремов, которое перешло в досадную чрезмерность. Сейчас все это постепенно уравновешивается. 

Внешний код: 832
Описание для анонса: 

- Насколько нужен тот или иной союз должны решать сами профессионалы.

Союз театральных деятелей основан в 1876 году, он не имеет никакого отношения к советским организациям, к творческим союзам, хотя благополучно существовал и в это время. Например, мои коллеги сравнивают наш Союз с профсоюзом, но это скорее конфедерация союзов. Мы работаем с театрами во многих городах России. Очень часто здания этих театров находятся в центре. Волей или неволей они связаны с вертикалью власти, поэтому мы всегда сотрудничали с властью и имеем на нее влияние. Я знаю, что через Союз художников решается проблема мастерских для художников. А у Союза кинематографистов сегодня нет юридической силы влиять на частного производителя в киноиндустрии. В любой творческой организации все очень индивидуально.

Если взять реконструкцию театров, то это в первую очередь МХАТ. Его реконструировали с помощью старых основ, а качество реставрационных работ выяснится с течением времени. При Лужкове было увлечение архитектурными тортами со множеством кремов, которое перешло в досадную чрезмерность. Сейчас все это постепенно уравновешивается. 


ДРУЗЬЯ СОЮЗА
Жириновский Владимир Вольфович, российский политический деятель, основатель и председатель либерально-демократической партии ЛДПР:
Жириновский Владимир Вольфович, российский политический деятель, основатель и председатель либерально-демократической партии ЛДПР:


ЛДПР всегда поддерживает профсоюзы и любые профессиональные объединения. Кто как не сами профессионалы выработают стандарты работы и будут добиваться соблюдения своих трудовых прав? Голос одного даже выдающегося специалиста не всегда слышен, а голос организации, объединения - всегда весом. Это уже не частное заявление, а профессиональная позиция сообщества. Поэтому хочу пожелать удачи Союзу реставраторов России и лично его президенту Вячеславу Николаевичу  Фатину.  Вы делаете великое дело, сохраняете наше богатейшее культурное наследие, позволяете не только нам, но и нашим потомкам насладиться великими шедеврами мастеров прошлого.

В России много великолепных архитектурных сооружений, начиная с Кремля - колыбели русской власти со времен царя. Или еще одно чудесное сооружение - Храм Василия Блаженного. Это один из самых узнаваемых символов Москвы и России. В целом архитектура старых русских городов очень красива. Чувствуется, что все это строили на века, все очень монументально.

Но если говорить о том, что можно было бы исправить - давайте уберем все политические памятники, потому что любой исторический деятель в обществе вызывать противоречивы отклики: кому-то нравится, кому-то нет. Соответственно, любой такой памятник в публичном месте будет вызывать споры. Зачем это нужно? Мы предлагаем вернуть все исторические географические или обезличенные названия, а все политические памятники собрать в одном месте, например, в каком-нибудь парке. Кто захочет посмотреть, прикоснуться к политической истории России - он пойдет и посмотрит. Вот памятник Александру III, царю-миротворцу, вот Ленину - он разрушил великую страну, вот Ельцину или Гайдару - они другую великую страну разрушили. А на улицах этого быть не должно. 

Внешний код: 825
Описание для анонса: 

ЛДПР всегда поддерживает профсоюзы и любые профессиональные объединения. Кто как не сами профессионалы выработают стандарты работы и будут добиваться соблюдения своих трудовых прав? Голос одного даже выдающегося специалиста не всегда слышен, а голос организации, объединения - всегда весом. Это уже не частное заявление, а профессиональная позиция сообщества. Поэтому хочу пожелать удачи Союзу реставраторов России и лично его президенту Вячеславу Николаевичу  Фатину.  Вы делаете великое дело, сохраняете наше богатейшее культурное наследие, позволяете не только нам, но и нашим потомкам насладиться великими шедеврами мастеров прошлого.

В России много великолепных архитектурных сооружений, начиная с Кремля - колыбели русской власти со времен царя. Или еще одно чудесное сооружение - Храм Василия Блаженного. Это один из самых узнаваемых символов Москвы и России. В целом архитектура старых русских городов очень красива. Чувствуется, что все это строили на века, все очень монументально.

Но если говорить о том, что можно было бы исправить - давайте уберем все политические памятники, потому что любой исторический деятель в обществе вызывать противоречивы отклики: кому-то нравится, кому-то нет. Соответственно, любой такой памятник в публичном месте будет вызывать споры. Зачем это нужно? Мы предлагаем вернуть все исторические географические или обезличенные названия, а все политические памятники собрать в одном месте, например, в каком-нибудь парке. Кто захочет посмотреть, прикоснуться к политической истории России - он пойдет и посмотрит. Вот памятник Александру III, царю-миротворцу, вот Ленину - он разрушил великую страну, вот Ельцину или Гайдару - они другую великую страну разрушили. А на улицах этого быть не должно. 


ДРУЗЬЯ СОЮЗА
Щипков Александр Владимирович, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, социолог религии, политолог:
Щипков Александр Владимирович, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, социолог религии, политолог:


- Метакультурное пространство России – это места, важные с культурно-исторической точки зрения, с которыми связаны те или иные дорогие сердцу русского человека ассоциации, места духовных, исторических и военных подвигов народа. Важнейшие точки сакральной географии проходят как по центру, так и по окраинам страны – во втором случае это защитный барьер, "сторожевые башни" национальных культурных интересов. Они есть в Москве и Петербурге, Оренбурге и Владивостоке, Калининграде, и в Севастополе. Не забудем, что Севастополь – важный элемент российской культурной географии, в каком-то смысле южная ипостась Петербурга.

Херсонес занимает в русской картине мира важнейшее место. Оно было явно недооценено: в советское время по идеологическим причинам, в постсоветское – из-за того, что Крым оказался заложником чужой культуры. Но Херсонес – это ворота России в историческую Византию.

Если эти сакральные места, эти метакультурные точки стираются из коллективной памяти, народ перестает узнавать себя и начинает исчезать. Реставрация памятников позволяет сшить российское культурное пространство, сохранить часть русской истории.

Внешний код: 824
Описание для анонса: 

- Метакультурное пространство России – это места, важные с культурно-исторической точки зрения, с которыми связаны те или иные дорогие сердцу русского человека ассоциации, места духовных, исторических и военных подвигов народа. Важнейшие точки сакральной географии проходят как по центру, так и по окраинам страны – во втором случае это защитный барьер, "сторожевые башни" национальных культурных интересов. Они есть в Москве и Петербурге, Оренбурге и Владивостоке, Калининграде, и в Севастополе. Не забудем, что Севастополь – важный элемент российской культурной географии, в каком-то смысле южная ипостась Петербурга.

Херсонес занимает в русской картине мира важнейшее место. Оно было явно недооценено: в советское время по идеологическим причинам, в постсоветское – из-за того, что Крым оказался заложником чужой культуры. Но Херсонес – это ворота России в историческую Византию.

Если эти сакральные места, эти метакультурные точки стираются из коллективной памяти, народ перестает узнавать себя и начинает исчезать. Реставрация памятников позволяет сшить российское культурное пространство, сохранить часть русской истории.


ДРУЗЬЯ СОЮЗА
Проханов Александр Андреевич, писатель, публицист, общественный деятель:
Проханов Александр Андреевич, писатель, публицист, общественный деятель:


- На Фонтанке на меня произвел впечатление памятник Чижик-Пыжик.  Петербург – это имперская столица высокого стиля, демонстрирующая свое величие. А чтобы показать, что нет никакого величия, что империя закончилась нам показали шутовской, очень оскорбительный для Петербурга памятник, который воздействовал на меня.

В Иркутске меня поразил памятник Колчаку работы Клыкова. Колчак, который является символом белого сопротивления, обычно его противопоставляют красным командирам. Этот памятник был сделан так, что у подножья задумчивого и грустного, а не воинственного Колчака склонили колени белый офицер и красный солдат, воткнув штыки в землю. Это памятник примирения красного и белого движения. Так Клыков изобразил Колчака, который стал жертвой гражданской войны.

Я нахожусь под впечатлением реставрации иконы Богоматери Боголюбской, которая сейчас проведена. Я даже начал писать на эту тему роман. На меня произвела очень большое впечатление сделанная сейчас реставрация, спасение, истории реставраторов, то как они реставрировали икону, а икона реставрировала их, их души.

Я старый воин, писатель, богемный человек, и считаю, что если профессиональная организация состоялась, значит она нужна, а если заглохла, то значит никуда не годится. 

Внешний код: 823
Описание для анонса: 

- На Фонтанке на меня произвел впечатление памятник Чижик-Пыжик.  Петербург – это имперская столица высокого стиля, демонстрирующая свое величие. А чтобы показать, что нет никакого величия, что империя закончилась нам показали шутовской, очень оскорбительный для Петербурга памятник, который воздействовал на меня.

В Иркутске меня поразил памятник Колчаку работы Клыкова. Колчак, который является символом белого сопротивления, обычно его противопоставляют красным командирам. Этот памятник был сделан так, что у подножья задумчивого и грустного, а не воинственного Колчака склонили колени белый офицер и красный солдат, воткнув штыки в землю. Это памятник примирения красного и белого движения. Так Клыков изобразил Колчака, который стал жертвой гражданской войны.

Я нахожусь под впечатлением реставрации иконы Богоматери Боголюбской, которая сейчас проведена. Я даже начал писать на эту тему роман. На меня произвела очень большое впечатление сделанная сейчас реставрация, спасение, истории реставраторов, то как они реставрировали икону, а икона реставрировала их, их души.

Я старый воин, писатель, богемный человек, и считаю, что если профессиональная организация состоялась, значит она нужна, а если заглохла, то значит никуда не годится. 


ДРУЗЬЯ СОЮЗА
Разумовский Феликс Вельевич, историк, писатель, телеведущий:
Разумовский Феликс Вельевич, историк, писатель, телеведущий:


- Я считаю, что любая форма консолидации русских людей сегодня крайне необходима. Сказать о том, что мы разобщены, это мало сказать. Нас методично отучили что-либо хорошее делать вместе. Поэтому в этом смысле Союз реставраторов сегодня нужен.

Недавно я был в музее Чехова Мелихово. Рядом с усадьбой стоит совершенно невообразимый трехэтажный коттедж, между чеховским домом и земской школой, которую он построил. Это чудовищно в архитектурном и культурном смысле, ведь Чехов относится к нашему национальному пантеону. Это, к сожалению, реалии наших дней.

Сравнительно недавно был отреставрирован дом Державина в Санкт-Петербурге, где открыли музей. На мой взгляд, это очень достойное деяние, ведь настоящая реставрация не происходит быстрыми темпами, это ее основы. 

Внешний код: 822
Описание для анонса: 

- Я считаю, что любая форма консолидации русских людей сегодня крайне необходима. Сказать о том, что мы разобщены, это мало сказать. Нас методично отучили что-либо хорошее делать вместе. Поэтому в этом смысле Союз реставраторов сегодня нужен.

Недавно я был в музее Чехова Мелихово. Рядом с усадьбой стоит совершенно невообразимый трехэтажный коттедж, между чеховским домом и земской школой, которую он построил. Это чудовищно в архитектурном и культурном смысле, ведь Чехов относится к нашему национальному пантеону. Это, к сожалению, реалии наших дней.

Сравнительно недавно был отреставрирован дом Державина в Санкт-Петербурге, где открыли музей. На мой взгляд, это очень достойное деяние, ведь настоящая реставрация не происходит быстрыми темпами, это ее основы. 


ДРУЗЬЯ СОЮЗА
Кублановский Юрий Михайлович, поэт, публицист, искусствовед:
Кублановский Юрий Михайлович, поэт, публицист, искусствовед:


- Реставраторы - это очень дорогие для меня люди. Моим другом был Савва Ямщиков. Для меня это образец не просто реставратора, а культурного деятеля. И сейчас есть прекрасные реставраторы, они превосходные мастера своего дела. Я знаю их много лет, еще с советских времен, когда они делали практически бескорыстно удивительные вещи. Такие уважаемые реставрационные организации, как Центр Грабаря, нужно сохранять и ценить. Ни в коем случае нельзя поднимать на них руку и мешать им. Ведь реставрация – это в первую очередь служение.

Удивительнейшая работа, которая произвела на меня громадное впечатление -  это Морской Никольский Собор в Кронштадте. Я видел многие руинированные памятники, которые были возрождены усилиями наших специалистов, и считаю, что реставрация в России находится на достаточно высоком уровне. 

Внешний код: 821
Описание для анонса: 

- Реставраторы - это очень дорогие для меня люди. Моим другом был Савва Ямщиков. Для меня это образец не просто реставратора, а культурного деятеля. И сейчас есть прекрасные реставраторы, они превосходные мастера своего дела. Я знаю их много лет, еще с советских времен, когда они делали практически бескорыстно удивительные вещи. Такие уважаемые реставрационные организации, как Центр Грабаря, нужно сохранять и ценить. Ни в коем случае нельзя поднимать на них руку и мешать им. Ведь реставрация – это в первую очередь служение.

Удивительнейшая работа, которая произвела на меня громадное впечатление -  это Морской Никольский Собор в Кронштадте. Я видел многие руинированные памятники, которые были возрождены усилиями наших специалистов, и считаю, что реставрация в России находится на достаточно высоком уровне.