Союз Реставраторов России

ПОИСК
МЕНЮ

Перекличка поколений




На сайте Союза реставраторов России стартует новая рубрика. «Перекличка поколений» - это собрание мнений, взглядов, высказываний на состояние реставрационного дела в России из уст молодых и опытных реставраторов. Что ждет от своей жизни и профессии молодежь, что хочет передать своим последователям ученикам зрелое поколение, каким хочет видеть наше общее культурное наследие каждый из них?
Отправляйте свои интересные мысли по адресу:onocpp@gmail.com с пометкой «Перекличка поколений». Самые интересные взгляды мы разместим на нашем сайте.

ПЕРЕКЛИЧКА ПОКОЛЕНИЙ
Овчинников Адольф Николаевич
Овчинников Адольф Николаевич

Стаж 60 лет

Ведущий художник-реставратор Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э.Грабаря


- Мне понадобилось непрерывно работать шестьдесят лет, чтобы как-то прийти в специальность. Люди уходили в пустыню на всю жизнь – вот где они учились. Икону без интонации копировать нельзя, великие иконы – это надмирные образы. Реставрация -  это занятие мировоззренческое, человеку нужно очень много знать, и руки тоже должны думать. Нужно учиться на высоких великих вещах. Например, во времена Рембрандта к нему в мастерскую приходил помощник – и его принимали в семью мастера. И он незаметно сам,  делая черную работу, участвует в жизни этого мастера с внутренней стороны. Иконопись – это не ремесло, а мировоззрение, которым я живу шестьдесят лет и считаю это самым большим удовольствием и радостью. Нужно жить среди подлинников, в музеях, где хранятся иконы, которые тебя как рукой берут. Есть евангельская притча о пастыре, который ищет одну потерянную овцу из сотни. Ему нужно видеть эту полную сотню, и икона и есть полнота видения. Важны все детали, и тогда это работает. Только на подлиннике можно увидеть сколько раз мастер переставлял кисть делая крошечный глазок на иконе. Сейчас в музеях запрещено подходить близко к экспонатам, которые якобы тщательно берегут. Но только с определенного расстояния можно понять какая вам нужна дистанция,  чтобы это была икона, а не пейзаж. Нижний радиус колонны в архитектуре это та величина, которая определяет величины всех элементов храма.  Радиус нимба в иконе то же самое, что этот модуль в архитектуре или одна шестнадцатая в музыке. Никакими лекциями нельзя заменить зрение. В нашем центре реставраторы работают с иконами как в больнице, когда элементы иконы рассыпаны, а потом складываются в единое целое. Важно иметь инструментарий, язык, который позволит войти в любую профессию. 

Внешний код: 900
Описание для анонса: 

- Мне понадобилось непрерывно работать шестьдесят лет, чтобы как-то прийти в специальность. Люди уходили в пустыню на всю жизнь – вот где они учились. Икону без интонации копировать нельзя, великие иконы – это надмирные образы. Реставрация -  это занятие мировоззренческое, человеку нужно очень много знать, и руки тоже должны думать. Нужно учиться на высоких великих вещах. Например, во времена Рембрандта к нему в мастерскую приходил помощник – и его принимали в семью мастера. И он незаметно сам,  делая черную работу, участвует в жизни этого мастера с внутренней стороны. Иконопись – это не ремесло, а мировоззрение, которым я живу шестьдесят лет и считаю это самым большим удовольствием и радостью. Нужно жить среди подлинников, в музеях, где хранятся иконы, которые тебя как рукой берут. Есть евангельская притча о пастыре, который ищет одну потерянную овцу из сотни. Ему нужно видеть эту полную сотню, и икона и есть полнота видения. Важны все детали, и тогда это работает. Только на подлиннике можно увидеть сколько раз мастер переставлял кисть делая крошечный глазок на иконе. Сейчас в музеях запрещено подходить близко к экспонатам, которые якобы тщательно берегут. Но только с определенного расстояния можно понять какая вам нужна дистанция,  чтобы это была икона, а не пейзаж. Нижний радиус колонны в архитектуре это та величина, которая определяет величины всех элементов храма.  Радиус нимба в иконе то же самое, что этот модуль в архитектуре или одна шестнадцатая в музыке. Никакими лекциями нельзя заменить зрение. В нашем центре реставраторы работают с иконами как в больнице, когда элементы иконы рассыпаны, а потом складываются в единое целое. Важно иметь инструментарий, язык, который позволит войти в любую профессию. 


ПЕРЕКЛИЧКА ПОКОЛЕНИЙ
Ханова Оксана
Ханова Оксана

20 лет

Вологодский государственный университет, реставрация и реконструкция архитектурного наследия


- Есть такое высказывание Платона: «Народ не знающий своего прошлого не имеет будущего». Отреставрированные, реконструированные здания являются частью истории. Их можно увидеть, потрогать, узнать о различных эпохах. Помимо восстановления памятников в обязанности реставратора сегодня входит разработка нового функционального значения зданий. Монастырь, например, может стать гостиничным комплексом для паломников, церковь – картинной галереей, деревянный дом – музеем деревенского быта. Смысл профессии реставратора я вижу в приспособлении старой архитектуры для новых целей, минимально изменяя ее. Для меня профессия заключается в сохранении архитектурного облика города, страны, даже мира. А еще важно продолжить путь своих наставников, учителей, быть преемником архитектурного наследия, не допустить его уничтожения.

От имени всех наших студентов я могу сказать, что мы ждем такого события как Конгресс молодых реставраторов. Где еще мы, студенты, можем так близко оказаться с такими специалистами в области архитектуры и реставрации из России и зарубежья, увидеть воплощенные в жизнь проекты. Такие встречи – это своего рода вводные практические занятия в нашу профессию.

Внешний код: 816
Описание для анонса: 

- Есть такое высказывание Платона: «Народ не знающий своего прошлого не имеет будущего». Отреставрированные, реконструированные здания являются частью истории. Их можно увидеть, потрогать, узнать о различных эпохах. Помимо восстановления памятников в обязанности реставратора сегодня входит разработка нового функционального значения зданий. Монастырь, например, может стать гостиничным комплексом для паломников, церковь – картинной галереей, деревянный дом – музеем деревенского быта. Смысл профессии реставратора я вижу в приспособлении старой архитектуры для новых целей, минимально изменяя ее. Для меня профессия заключается в сохранении архитектурного облика города, страны, даже мира. А еще важно продолжить путь своих наставников, учителей, быть преемником архитектурного наследия, не допустить его уничтожения.

От имени всех наших студентов я могу сказать, что мы ждем такого события как Конгресс молодых реставраторов. Где еще мы, студенты, можем так близко оказаться с такими специалистами в области архитектуры и реставрации из России и зарубежья, увидеть воплощенные в жизнь проекты. Такие встречи – это своего рода вводные практические занятия в нашу профессию.


ПЕРЕКЛИЧКА ПОКОЛЕНИЙ
Куликов Сергей Борисович
Куликов Сергей Борисович

стаж 35 лет

Главный архитектор ЦНРПМ


- Самое главное для реставратора – это не потерять мотивацию изучать, знать и реализовывать свои знания и умения. Чем хорошо культурное наследие, тем что каждый может себя найти либо как практический реставратор, исследователь, либо как теоретик или философ. Это очень многогранная сфера, в которой очень важно не потерять внутренний настрой. А дальше надо расти – изучать, пробовать, ошибаться и идти вперед. Лишних знаний и навыков не бывает.

В Союзе архитекторов молодым считался архитектор до сорока лет. Это такой порог, когда уже что-то знаешь и умеешь и есть силы что-то сказать, обозначить себя в профессии и быть услышанным. Если проводить дискуссионный клуб или практическую конференцию для молодежи важно, чтобы было меньше спикеров на разные темы, этого хватает в изданиях, на конференциях и симпозиумах, а были больше услышаны старое и молодое поколение. Высказаться, задать вопрос и получить на него адекватный ответ, пожалуй, это самое главное. 

Внешний код: 815
Описание для анонса: 

- Самое главное для реставратора – это не потерять мотивацию изучать, знать и реализовывать свои знания и умения. Чем хорошо культурное наследие, тем что каждый может себя найти либо как практический реставратор, исследователь, либо как теоретик или философ. Это очень многогранная сфера, в которой очень важно не потерять внутренний настрой. А дальше надо расти – изучать, пробовать, ошибаться и идти вперед. Лишних знаний и навыков не бывает.

В Союзе архитекторов молодым считался архитектор до сорока лет. Это такой порог, когда уже что-то знаешь и умеешь и есть силы что-то сказать, обозначить себя в профессии и быть услышанным. Если проводить дискуссионный клуб или практическую конференцию для молодежи важно, чтобы было меньше спикеров на разные темы, этого хватает в изданиях, на конференциях и симпозиумах, а были больше услышаны старое и молодое поколение. Высказаться, задать вопрос и получить на него адекватный ответ, пожалуй, это самое главное. 


ПЕРЕКЛИЧКА ПОКОЛЕНИЙ
Гусев Иван
Гусев Иван

18 лет

Политехнический техникум №2 (Москва), художник-реставратор


- Выбранная мной профессия связана с историей, которая мне очень интересна. Уже сейчас мне хочется завязать контакты для дальнейшего трудоустройства. Хотелось бы получить возможность для молодых обменяться опытом с уже состоявшимися в профессии специалистами. Сегодня очень важно иметь профессиональные навыки для работы, после окончания техникума я хочу сразу начать работать. Что касается сохранения памятников, то сохранять надо только то, что имеет культурную ценность. Даже с финансовой точки зрения все сохранить невозможно. 

Внешний код: 814
Описание для анонса: 

- Выбранная мной профессия связана с историей, которая мне очень интересна. Уже сейчас мне хочется завязать контакты для дальнейшего трудоустройства. Хотелось бы получить возможность для молодых обменяться опытом с уже состоявшимися в профессии специалистами. Сегодня очень важно иметь профессиональные навыки для работы, после окончания техникума я хочу сразу начать работать. Что касается сохранения памятников, то сохранять надо только то, что имеет культурную ценность. Даже с финансовой точки зрения все сохранить невозможно. 


ПЕРЕКЛИЧКА ПОКОЛЕНИЙ
Демидов Сергей Васильевич
Демидов Сергей Васильевич

стаж 50 лет

архитектор-реставратор ЦНРПМ, заслуженный деятель искусств РФ


-  Если сравнивать работу реставратора с работой хирурга, то самое главное не навредить, не спешить. В реставрации важно больше ездить по объектам, смотреть подлинные памятники, чтобы набираться опыта и принимать правильные решения. В начале нашей реставрационной деятельности мы входили в Союз архитекторов, где обменивались опытом о работе над тем или иным памятником, спорили. На мой взгляд, пользу может принести организация практических конференций, где специалисты, которых в профессии очень много докладывали о своих работах и исследованиях. Для участников Конгресса молодых реставраторов я считаю главным не возраст, а стаж практической работы. 

Внешний код: 813
Описание для анонса: 

-  Если сравнивать работу реставратора с работой хирурга, то самое главное не навредить, не спешить. В реставрации важно больше ездить по объектам, смотреть подлинные памятники, чтобы набираться опыта и принимать правильные решения. В начале нашей реставрационной деятельности мы входили в Союз архитекторов, где обменивались опытом о работе над тем или иным памятником, спорили. На мой взгляд, пользу может принести организация практических конференций, где специалисты, которых в профессии очень много докладывали о своих работах и исследованиях. Для участников Конгресса молодых реставраторов я считаю главным не возраст, а стаж практической работы. 


ПЕРЕКЛИЧКА ПОКОЛЕНИЙ
Бакаев Михаил
Бакаев Михаил

18 лет

Политехнический техникум №2 (Москва), художник-реставратор


- Я хотел бы увидеть в будущем сплоченную организацию, которая способна включать в профессию опытных специалистов и при этом дать работу новичкам. Организацию, которая способна восстанавливать памятники самой запущенной степени разрушения и воссоздавать то, что было утеряно. Памятники должны сохраняться как можно дольше оригинальными. Если сохранить оригинальность не удается, то допустим новодел.

Приятно, что Союз реставраторов России работает в направлении подготовки кадров для отрасли. Ведется активный подсчет сколько молодых кадров может появиться в реставрации в ближайшее время, что нужно молодежи и какие проекты их могут заинтересовать. 

Внешний код: 812
Описание для анонса: 

- Я хотел бы увидеть в будущем сплоченную организацию, которая способна включать в профессию опытных специалистов и при этом дать работу новичкам. Организацию, которая способна восстанавливать памятники самой запущенной степени разрушения и воссоздавать то, что было утеряно. Памятники должны сохраняться как можно дольше оригинальными. Если сохранить оригинальность не удается, то допустим новодел.

Приятно, что Союз реставраторов России работает в направлении подготовки кадров для отрасли. Ведется активный подсчет сколько молодых кадров может появиться в реставрации в ближайшее время, что нужно молодежи и какие проекты их могут заинтересовать. 


ПЕРЕКЛИЧКА ПОКОЛЕНИЙ
Филатов Сергей Викторович
Филатов Сергей Викторович

стаж 49 лет

Государственный научно-исследовательский институт реставрации, заместитель директора по научной работе, заслуженный реставратор Москвы


- Мне бы хотелось передать молодежи в профессии художественная реставрация повышать квалификацию, стажироваться у опытных мастеров, учиться правильно готовить реставрационную и отчетную документацию. Важно посещать музеи, выставки, чтобы уметь видеть состояние и художественное достоинство вещей.

Очень нужен, на мой взгляд Конгресс молодых реставраторов. В Москве и Санкт-Петербурге несколько учебных заведений выпускают много специалистов, а трудоустроиться им очень сложно. В реставрацию нужно привлекать больше людей с периферии, где специалистов не хватает. Я имею ввиду профессию художника-реставратора и ситуацию именно в художественной реставрации.

Внешний код: 811
Описание для анонса: 

- Мне бы хотелось передать молодежи в профессии художественная реставрация повышать квалификацию, стажироваться у опытных мастеров, учиться правильно готовить реставрационную и отчетную документацию. Важно посещать музеи, выставки, чтобы уметь видеть состояние и художественное достоинство вещей.

Очень нужен, на мой взгляд Конгресс молодых реставраторов. В Москве и Санкт-Петербурге несколько учебных заведений выпускают много специалистов, а трудоустроиться им очень сложно. В реставрацию нужно привлекать больше людей с периферии, где специалистов не хватает. Я имею ввиду профессию художника-реставратора и ситуацию именно в художественной реставрации.


ПЕРЕКЛИЧКА ПОКОЛЕНИЙ
Чиркова Анастасия
Чиркова Анастасия

19 лет

Вологодский государственный университет, реставрация и реконструкция архитектурного наследия


- Мне интересно восстанавливать утраченные здания, даже интересно просто на них смотреть. Мы выезжали на обмеры памятников в Харовский район Вологодской области. Я считаю, что нужно сохранять старые здания, а не сносить их. Новое всегда можно построить на новом месте.

Недавно мы ездили в Москву в восстановленную усадьбу Старо-Никольское, и мне очень понравился рассказ об истории реставрации Старо-Никольского, мы смогли увидеть фотографии, чертежи и планы. Удивительно, что такой объект был восстановлен за четыреста дней. На Конгрессе молодых реставраторов хотелось бы узнать о других успешно реализованных проектах.

Внешний код: 810
Описание для анонса: 

- Мне интересно восстанавливать утраченные здания, даже интересно просто на них смотреть. Мы выезжали на обмеры памятников в Харовский район Вологодской области. Я считаю, что нужно сохранять старые здания, а не сносить их. Новое всегда можно построить на новом месте.

Недавно мы ездили в Москву в восстановленную усадьбу Старо-Никольское, и мне очень понравился рассказ об истории реставрации Старо-Никольского, мы смогли увидеть фотографии, чертежи и планы. Удивительно, что такой объект был восстановлен за четыреста дней. На Конгрессе молодых реставраторов хотелось бы узнать о других успешно реализованных проектах.