Каждое десятилетие в реставрации становится историей

Союз Реставраторов России

Общероссийская общественная
организация, объединяющая профессионалов
в области реставрации

МЕНЮ

Союз в лицах

Каждое десятилетие в реставрации становится историей

Каждое десятилетие в реставрации становится историей

За последние сорок лет в реставрации, как и в обществе, многое изменилось. О тенденциях и подходах, исторических параллелях в творчестве в интервью для рубрики «Союз в лицах» с нами поделилась Елена Ивановна Толстопятенко, главный архитектор проектов Центральных научно- реставрационных проектных мастерских, член Союза реставраторов России.

За последние сорок лет в реставрации, как и в обществе, многое изменилось. О тенденциях и подходах, исторических параллелях в творчестве в интервью для рубрики «Союз в лицах» с нами поделилась Елена Ивановна Толстопятенко, главный архитектор проектов Центральных научно- реставрационных проектных мастерских, член Союза реставраторов России.

- Елена Ивановна, недавно Вы отметили свой юбилей. Сейчас Вы заняты во многих интересных проектах. Как изменилась реставрация с тех пор, когда Вы только начали ею заниматься?

- Закончив Московский архитектурный институт в 1974 году и проработав несколько лет в современном проектировании, я пришла в 1978 году в ЦНРПМ. К Олимпиаде проводились большие реставрационные работы в Московском Кремле. Я была включена в группу архитекторов, которые выполняли проекты реставрации по Архангельскому собору и церкви Двенадцати апостолов. Первым моим наставником был главный архитектор Кравченко Сергей Семенович, который многому меня научил. Мне, конечно, повезло, что первые объекты, на которых пришлось работать, были такими значимыми и уникальными.  Через пару лет у меня уже были самостоятельные проекты, и не только в Москве. Очень интересной была работа над комплексом памятников города Алатыря, который находится на левом берегу реки Суры, где Иван Грозный собирал свое войско для похода на Казань. В середине XVI века Алатырь был восточной границей Русского государства. В XVIII и XIX веках город усиленно застраивался монастырями, церквями, некоторые сохранились и до наших дней. В 80-х годах на проектирование давалось больше времени, нежели сейчас, было время поучиться. До натурной реставрации чаще всего дело не доходило. В 90-х и начале 2000-х годов времена изменились – было очень много проектов реставрации и приспособления домов и усадеб XVII, XVIII, XIX и начала XX веков в Москве. Это жилые дома в Армянском, Архангельском переулках, Дом Стахеева на Новой Басманной, усадьба в Люблино, музей-квартира Г.М. Кржижановского на Садовнической улице. Последняя работа была очень интересной, в этом здании до революции располагалось «Немецкое общество электричества», где Кржижановский служил инженером. В 1917 году ему была выделена квартира в этом доме. После его смерти она стала мемориальной и была в ведении Музея революции. Я выполняла проект этой квартиры, где сохранились обои, люстры в стиле «модерн» и многие другие детали интерьера.

- У архитекторов часто спрашивают чье творчество их вдохновляет. Кто Вам близок и интересен?

- Для меня Казаков удивительно современен. Мы сейчас восстанавливаем Новый Иерусалим, где Казаков в свое время работал. Его чертежи, рисунки, гравюры, живопись конца XVIII века абсолютно соответствуют масштабам того с чем мы сталкиваемся сегодня. Из иностранных классиков я бы отметила Ле Корбюзье, он очень большой оригинал, современный мыслитель. Еще испанский архитектор Гауди, новшества и мышление которого не перестают удивлять. Он воспринимал архитектуру как живую природу.

- Расскажите о Вашем большом проекте Новый Иерусалим, над которым Вы работаете.

- Сейчас мы делаем Сионскую башню, к которой пристраивают Караульные палаты, найденные археологами. Проект разработан на основании сохранившихся фундаментов, частей стен небольшой высоты, а также фрагментарно сохранившихся кирпичных полов. В качестве аналогов использованы дошедшие до наших дней Караульни на территории монастыря и графические источники.

 Другой объект, который мы закончили в мае, это Подземная церковь XVII века. Большей частью своего объема она располагалась в земле и из-за этого подвергалась большому количеству перестроек. В 50-х годах XVIII века по проекту Растрелли были проведены большие работы по откопке земли вокруг церкви и устройства обходной галереи. Интерьер в эти годы был реконструирован в стиле барокко.

Уже законченные Солодовые палаты станут со временем археологическим музеем. Сейчас мы занимаемся реставрацией и приспособлением памятников конца XIX – начала XX веков, они находятся у выхода из монастыря, и изначально были построены как гостиницы.

Беседовала Екатерина Качалина


Возврат к списку