Общероссийская общественная
организация, объединяющая профессионалов
в области реставрации
Омский искусствовед, инженер по охране памятников культурного наследия Жанна Михайловна Хахаева в интервью для нашей рубрики рассказала о пути в профессии и о своем родном городе, которому недавно исполнилось триста лет.
Омский искусствовед, инженер по охране памятников культурного наследия Жанна Михайловна Хахаева в интервью для нашей рубрики рассказала о пути в профессии и о своем родном городе, которому недавно исполнилось триста лет.
- Я родилась в 1967 году в Омске, в семье архитекторов. Отец моей матери, Голенко Павел Степанович много проектировал для Омска, но не все дошло до реализации. Глядя на него, моя мама также решила стать архитектором и в 1965 году закончила Сибирский строительный институт в Новосибирске.
В 1992 году я впервые вступила на тернистый путь реставрации – начала работать инспектором в научно-производственном центре по охране памятников. В 1996 году поступила в Академию Реставраций в Москве, возглавляемую заслуженным архитектором РФ О.И. Пруцыным. Темой моего диплома стало создание в Омске зоны деревянного зодчества.
После защиты диплома вернулась в Инспекцию по охране памятников Управления культуры Омской области (преемник прежнего НПЦ). В 1999 году стала ведущим специалистом - архитектором. Начала сама делать паспортизацию уже с учетом недостатков имеющихся паспортов. Со временем я перешла на другой уровень историко-культурных исследований – изучение проектов реставрации.
С 2004 года работала специалистом по охране культурного наследия в Территориальном проектном институте «Омскгражданпроект» (ОГП). Это был удачный момент. Весной 2005 года губернатором Омской области было решено воссоздавать крупнейший кафедральный храм Омска – Успенский собор. Наш ОГП выполнял проект, и я писала обширную историческую записку по собору. Впервые мне довелось писать о культовом здании. Вторым объектом в ОГП стал один из символов Омска – кирпичная пожарная каланча.
В 2005-2006 гг. ОГП приступил к разработке генерального плана Омска, и мне на первых порах «досталось» писать раздел «Строительная история Омска». Удалось проследить историю Омска в планировке и строениях, сделать выводы как и почему развивался наш город, какие стили преобладали.
В 2007-2008 гг. наш проектный институт занимался реставрацией выдающегося памятника в стиле неоклассицизм – Дома страхового Общества «Саламандра» по проекту петербургского архитектора Н. Веревкина (1913-15 гг.).
В 2008 году по инициативе мэра Омска В.Ф. Шрейдера началось долгожданное изучение и реставрация строений бывшей военной части на территории Омской крепости. Но к сожалению, за шесть лет, прошедших от проекта до производства, памятник пришел в аварийное состояние, многое пришлось разобрать и сложить. Работы на зданиях крепости ведутся до сих пор, их окончание планируется к 2017 г.
В 2010 году московский проектный институт «Спецпроектреставрация», выиграв тендер, обратился в наш институт. Им требовалась помощь в написании истории четырех памятников федерального значения в бывшей Омской крепости – Офицерского собрания, гауптвахты, кирхи и коммерческого училища. Этот проект финансировало Министерство культуры России. За два месяца пришлось срочно написать Исторические записки с изысканиями, архивными планами, фото и библиографией. Не будь старых наработок, пришлось бы нелегко.
К 300-летию Омска, которое отмечается в этом году, не удалось сдать очень значимый объект – северный корпус здания «Саламандры», где должен располагаться музей изобразительных искусств. Неспособность подрядчика освоить исправно выделяемые средства привела к срыву сроков, новому тендеру. Это, к сожалению, в очередной раз показало неэффективность тендеров и «быстрой» реставрации за один год.
К сентябрю 2016 года, как и было и заявлено, финишировал только Любинский проспект. Этот отрезок улицы Ленина с купеческими магазинами постройки 1870-1900 гг. - торговое сердце города. Проектные и подрядные работы финансировал «Газпром». Фирма «Идеал-строй» из Санкт-Петербурга разрабатывала проект в целом, субподрядчиком выступил «Трестстрой-2000» – омская фирма, которая реставрировала фасады зданий-памятников, образующих собственно Любинский проспект. В общем и целом с этой задачей «Трестстрой-2000» справился, хоть не обошлось без недочетов. Но сейчас реставрация и строительство замерли в режиме ожидания.
Реставраторы вообще занимаются совершенно иррациональным делом – поворачивают время. Не ради туризма, инвестклимата, образа города и так далее. Любовь и жалость к творениям рук человеческих двигают ими. Реставрация - это справедливо, умно, как-то по-божески. Настоящие реставраторы – это Божьи люди.
Беседовала Екатерина Качалина