Светлана Шмальц: «В нашей профессии равнодушных нет - не живут они там»
Реставратор по бумаге – профессия редкая. Многим она представляется волшебством - когда старинные «свитки» обретают новую жизнь в руках современных умельцев. Один из тех, кто прикасается к тайнам прошлых веков – Светлана Шмальц, реставратор по бумаге из Ярославля, член Союза реставраторов России.
Реставратор по бумаге – профессия редкая. Многим она представляется волшебством - когда старинные «свитки» обретают новую жизнь в руках современных умельцев. Один из тех, кто прикасается к тайнам прошлых веков – Светлана Шмальц, реставратор по бумаге из Ярославля, член Союза реставраторов России. Рассказ о ней и о том, что в реальности представляет собой её профессиональная специализация, открывает новую рубрику нашего сайта - «Союз в лицах».
Реставрация по бумаге - что определило Ваш выбор такой неординарной специальности?
- Можно сказать, что в профессию я попала случайно: в Госархиве Ярославской области появилась свободная ставка реставратора, на которую я и согласилась. Довольно долго эта деятельность для меня была рутинной работа с документами. Отношение же изменилось после знакомства с музейными реставраторами и, особенно с заведующей отделом реставрации Н.Н. Сивороновой. От неё я очень многому научилась: больше 10 лет мы тесно сотрудничали, общались. Это выдающийся реставратор и очень интересный человек. Сейчас у меня есть контакты с коллегами из многих регионов - реставраторами, коллекционерами. Общаемся, обмениваемся опытом...
- С какими документами вам приходится как реставратору чаще работать?
- Возможно, многих это удивит, но в реставрации по бумаге много направлений - графика, книги, отдельная реставрация переплетов. В архиве приходится делать всё - вплоть до реставрации кожи, дерева, ткани. Объёмы работы, надо сказать, очень большие: это и церковные документы (метрические книги, исповедные росписи), и документы светских учреждений, карты, графика, книги... И все это - начиная с 16 века до нашего времени. При этом приходится работать с самыми разными видами бумаги, красок, чернил.
На бумажных носителях мне доводилось проводить реставрационные и консервационные работы со всеми видами документов, хранящихся в архиве, а также с печатными изданиями. Среди выполненных работ – уникальные и особо ценные документальные памятники: столбцы ХVII в, старопечатные книги, использование которых в научных целях из-за плохого физического состояния было невозможно. Последние три года занимаюсь также реставрацией всех видов переплетов из различных материалов.
А лично для вас какие работы представляют особый интерес?
С необычными документами или памятниками в руинированном состоянии, «убитыми» до такой степени, что страшно даже в руки сначала брать. Процесс, когда они «оживают» доставляет профессиональную радость.
Постоянно стараюсь повышать квалификацию, изучать публикации отечественных и зарубежных специалистов в области реставрации графики и библиотечных материалов участвовать в мероприятиях по обмену опытом с коллегами из Москвы, Санкт – Петербурга, других регионов, сотрудничаю и осуществляю совместные мероприятия с реставраторами Ярославского музея-заповедника.
Можете ли поделиться какими-то профессиональными секретами?
- Говорила бы не о секретах, а наборе правил, которые реставратор должен знать и соблюдать. Об этом можно говорить очень долго, и вещи эти – сугубо профессиональные. Но, главное условие хорошей работы - чтоб было желание её делать на совесть. В нашей профессии я равнодушных людей не встречала - не живут они там.
Что, на Ваш взгляд, может упрочить позиции реставрации как отрасли экономики?
- На мой взгляд, необходима популяризация нашего труда. Если реставраторов архитектуры как-то ещё видно, то наша «мелочь» - движимые памятники - вообще незаметна ни обществу, ни властям. Местное начальство вообще порой не представляет, что это такое – реставрация по бумаге. А в области именно архивной реставрации необходимо обязательное обучение - что-то наподобие курсов по пожарной безопасности. С этим у нас есть серьёзные проблемы, да и с материалами необходима помощь.
В этой связи хотела бы выразить огромную благодарность Министерству культуры России за проведение масштабных реставрационных съездов – от их работы, от профессионального и неформального общения с коллегами, мы видим большую пользу. И это, поверьте, не «дежурный комплимент».
СПРАВКА:
Шмальц Светлана Ивановна (род. 24.01.1967)
Родилась в Ярославле, закончила Ярославский государственный университет им.Демидова по специальности «история». Затем прошла обучение во Всесоюзном институте повышения квалификации работников культура по специальности «Консервация и реставрация архивных материалов» (1991 г). Проходила стажировки в отделе реставрации Ярославского музея-заповедника, в лаборатории (сектор сложной реставрации) Московского городского объединения архивов.
Место работы – ГКУ ЯО «Государственный архив Ярославской области».
Стаж работы по специальности «реставратор архивных и библиотечных материалов» - 27 лет. С 2005 года возглавляет лабораторию обеспечения сохранности документов Архивного фонда РФ, проводящую работу по консервации и реставрации документов Госархива Ярославской области и его филиалов.
Участник I Международном съезда реставраторов.