Кирилл Пестерев: «Реставрации нужна государственная политика»

Союз Реставраторов России

Общероссийская общественная
организация, объединяющая профессионалов
в области реставрации

МЕНЮ

Союз в лицах

Кирилл Пестерев: «Реставрации нужна государственная политика»

Кирилл Пестерев:  «Реставрации нужна государственная политика»

Для молодого специалиста, которому однажды посчастливилось стать участником выездной школы реставрации нашего Союза, открывается возможность утвердиться в выборе своей будущей профессии и даже трудоустроиться. Практическая работа дает студенту широкий спектр знаний и навыков, который приобретается в процессе работы на объекте, а,  самое главное, приходит ответ на извечный вопрос к самому себе: кто я и зачем? Знакомьтесь, Кирилл Пестерев – выпускник Вологодского Государственного университета по направлению «архитектура»,  один из участников школы реставрации во Пскове, спикер студенческого коллоквиума «Москва Донбассу».


1. Как ты начал свой профессиональный путь в области реставрации и стал архитектором в одной из старейших проектных мастерских в Москве?

Начало трудовой деятельности положила выездная реставрационная школа в Печорах, проводимая АНО «Рестарт» и Союзом реставраторов России. Благодаря ей, через месяц, я попал на производственную практику в Центральные научно-реставрационные проектные мастерские. Ещё проходя обучение в ВУЗе, я хотел попасть в эту организацию, чувствовал, что смогу очень многому там научиться.

Кирилл Пестерев

 

2. Значит в выездная школа реставрации стала для тебя лифтом в профессиональный мир?

Так сложилось, что сегодняшнее образование идет в разрез с современным ритмом мира и жизнью, а так же требованиями, предъявляемые профессией. Выездные школы, как и любой образовательный проект, закрывают разные потребности: это и обретение круга общения, и возможные работодатели, и опыт работы руками на объекте. Реставрация всегда была «про объект», «про общение с ним», старшие поколения проводили «в полях» гораздо больше времени, чем мы сейчас.

Реставрация стала офисной работой, даже на объект ходить так же часто, как раньше, не нужно. Значительная часть молодых коллег-архитекторов на объектах занимаются в основном фотофиксацией и минимальным количеством зондажей. Про студентов вообще не приходится говорить, зачастую у них даже не бывает обмеров.

 

3. Что вдохновляет тебя в работе? Какие проекты тебе особенно запомнились и почему?

В первую очередь, мастерские дала мне общение с объектами - так вышло, что, если что-то хочешь - получаешь. Тут, по большому счёту, нет типовых объектов, ты работаешь буквально с тем, что видел в учебнике по истории русской архитектуры, а как реставратор я это ценю очень высоко. У меня было уже довольно много проектов, это и объекты ЮНЕСКО, и музеи Московского Кремля.

Выделю, конечно же, белокаменный Успенский собор во Владимире - объект, за работой над которым прошли два года жизни, и сейчас мы заканчиваем документацию. Была возможность поработать над всеми разделами: выполнять зондажи, подбирать освещение, работать с тепловизором, замерять скорость воздуха, пилотировать дрон; во всех конструкциях храма внутри и снаружи. Десятки листов чертежей, инженерные разработки, визуализации, была сделана даже графическая часть по живописи. Ну, и статьи, и лекции на эту тему. Это не объект - это жизнь, и это чудо, что над ним получилось поработать. Храм в непростом состоянии, и я надеюсь, что мы, как коллектив, сделали всё, что могли.

Кирилл Пестерев

 

4. Как ты видишь будущее реставрации в современном мире, особенно в контексте реставрации памятников архитектуры?

Если не брать в расчёт то, что называется «промка в жильё» и похожие конвейерные случаи приспособления, реставрация, как вид деятельности, на мой взгляд, не «вписалась в рынок» и живёт во многом на энтузиазме преданных профессии людей и заказчиков, которые хотят выявить историю зданий и сохранить их максимально подлинный вид.

Реставрация не та профессия, в которую можно войти за полгода-год, получив какой-то специфический навык, как и в архитектуре, тут долгое и сложное образование, долгий старт, а учитывая специфику объектов и узкий рынок, ещё и очень долгий набор опыта. Если будет продуманная в этой сфере государственная политика – отрасль выживет и новые молодые люди будут её поднимать. А так, сейчас мало кто понимает смысл слова «реставратор», в лучшем случае это что-то связанное с иконами.

 

5. Почему важно не только строить новые здания, но и восстанавливать исторические постройки?

Исследуя Успенский собор во Владимире, я заметил по его декору, с какой невероятной любовью работали древние резчики, как они верили в то, что делают, насколько серьёзно относились к своей профессии.

Восстанавливать исторические постройки нужно по той же причине, по которой и помнить свои истоки. История и её материальные воплощения дают нам гордость и силу, ощущать себя целым со своей страной и своим народом. Реставрация очень тонкая деятельность, тут нельзя допускать формальных подходов, потому что цена ошибки - потеря подлинной истории, объектов и предметов, связанных с нашей общей культурой.


Возврат к списку