Общероссийская общественная
организация, объединяющая профессионалов
в области реставрации
Скромная, маленькая женщина Ольга Александровна Соколова, увлеченная с детства рисованием, посвятила себя и весь свой талант возможности сохранения культурного наследия Русского Севера. Сегодня ее биография открывает этапы реставратора, ученого, музеолога, художника, иконописца и просто неравнодушного человека.
Являясь гостем рубрики «Союз в лицах», Ольга Александровна делится воспоминаниями о свои первых шага в профессии, достижениях в работе и решением вопросов реставрационной отрасли. Репортаж с Ольгой Александровной, подготовленный сегодня, не может раскрыть весь спектр ее творчества, но однозначно подтверждает большой потенциал реставратора.
Ольга Александровна является председателем Вологодского отделения Союза реставраторов России и аттестованным экспертом Министерства культуры РФ по проведению историко-культурной экспертизы, состоит в Вологодском отделении Союза художников России и Российской ассоциации реставраторов, имеет высшую квалификацию по реставрации станковой темперной живописи и первую категорию по монументальной живописи. Несмотря на внушительный список регалий, Ольга Соколова – очень скромный человек, влюбленный в свое дело. Она с легкостью реставрирует уникальные культурные ценности, может без страха подняться на строительные леса несколько раз в день или расчистить снежную дорогу к храму, где проводятся восстановительные работы, по зову патриотического долга может оказаться на другом конце страны, для проведения, опять таки, реставрационных работ. В настоящее время она является участником городских, областных, региональных, всероссийских, международных реставрационных и художественных выставок, конференций, занимает должность заместитель директора по реставрации ООО «Образ Севера», Древлехранитель Вологодской епархии. Ольге Соколовой удается не просто передать опыт и знания молодежи, но и по-настоящему увлечь ее реставрационным процессом и историей родного края.
Ольга Соколова приехала в Вологду в 1983 году молодым специалистом, а сегодня сложно найти культурные объекты в регионе, которые не попали бы в поле зрения этого профессионала.
Произведения, отреставрированные мастером, находятся в коллекциях Белозерского областного краеведческого музея, Великоустюгского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Вологодской областной картинной галереи, Вытегорского краеведческого музея, Тотемского межмуниципального музейного объединения, Череповецкого музейного объединения, Устюженского краеведческого музея; в монастырях и храмах Вологодской епархии: Спасо-Прилуцком Димитриевом монастыре, Свято-Троицком Павло-Обнорском монастыре, Лазаревской церкви, Рождества Богородицы, церкви святого благоверного князя Александра Невского, Покрова Богородицы на Торгу, Покрова Богородицы (Кирилловский район), церкви Казанской иконы Божией Матери (Устюжна); Макариево-Унженском мужском монастыре Костромской епархии. Графические работы художника находятся в собраниях Устюженского краеведческого музея (Вологодская область), Плесского государственного историко-архитектурного и художественного музея - заповедника (Ивановская область), Макарьевского краеведческого музея (Костромская область). Она участвовала в изучении и реставрации фресок XVI века Ферапонтова Богородице-Рождественского монастыря, исследовала фрески XVII века в церкви Димитрия Прилуцкого в Вологде, координировала ремонтно-реставрационные работы комплекса «Усадьба Брянчаниновых», «Дом Губернатора в Вологде». Значимой вехой стали изучение и реставрация живописи Платона Тюрина в церкви Архангела Михаила в Сокольском районе, реставрационная деятельность в Кирилло-Белозерском монастыре.
Персональные выставки графики, иконописи, художественной фотографии, реставрационного дела: Вологда (2003, 2006, 2007, 2009, 2011, 2021 г.); Череповец (2009), Белозерск (1999); Устюжна (2000, 2006, 2007, 2011); Макарьев Костромской области (2001), село Архангельское Сокольского района Вологодской области (2006, 2009).
- Ольга Александровна, расскажите о том, что повлияло на Ваш осознанный выбор профессии ещё в совсем молодом возрасте?
- Так сложилось, что профессия выбрала меня сама, благодаря стечению разных жизненных обстоятельств. Родилась я в городе Макарьев Костромской области. Там закончила среднюю и художественную школы и поехала поступать в институт, но не прошла по конкурсу. И как говорят: «Случайностей в жизни не бывает», по дороге из Владимира, сдала билет и поступила в Суздальское художественное училище, где шел первый набор учащихся на отделение «Реставрация», что и стало тем счастливым случаем. Я вспоминаю то отличное время, богатое памятниками место, хороших преподавателей: Осетрова А. А., Демидова Ю.Ф., Парамонова Н.Н. По окончании училища по распределению Министерства культуры РФ я уехала в Вологду. Первый выезд после учебы в Ферапонтово, возможность увидеть и чертить картограммы с фресок Дионисия, а затем и поездки по музеям области, окончательно утвердили меня в желании посвятить себя реставрации иконописи. Так и сбылись слова моего дедушки, сказанные моей маме, что ее дочь будет «богомазом». Сейчас понимаю, что разговор из далекого прошлого совпал с тем, что я делала и продолжаю делать очень много лет. Вся моя семья в реставрации – муж прекрасный резчик по дереву, восстанавливает мебель для музейных собраний, сыновья тоже посвятили себя этой профессии. Наш семейный подряд в ООО «Образ Севера» много лет работает на вологодских объектах.
- Реставрация икон – это очень вдохновляющий и ответственный труд. Когда прикасаешься к такому искусству, невозможно не проникнуться красотой и величием образов святых. Они Вам помогали в работе, в чем-то направляли, подсказывали?
- Иконы сопровождают меня по жизни, каждая остается в воспоминаниях своей сугубой индивидуальностью, как в самом ее написании, так и в реставрации. Икона Николая Чудотворца (17 век) из собрания Устюженского музея, которую я случайно увидела на стеллаже, просто поразила с одного взгляда, не колеблясь, сразу взяла в работу. Видя огромные глаза святого, утраты красочного слоя, работа быстро пошла, хотелось освободить от записей и восстановить утраченные фрагменты. По результатам изысканий музейщиков, икона подтвердила исторические данные о ее чудотворном действе и сейчас находится в храме Рождества Богородицы и занимает достойное место моленного образа. По работе сложилось так, что меня всегда сопровождает работа на иконах огромного размера (более 2,8 м.): «Богоматерь Федоровская» 16 век из Вологодского музея, «Царь-Царем» 1975 г. из Великого Устюга, «Спас Вседержитель» из храма Ильи Пророка в Белозерске и другие. Запомнилась работа над иконой Иоанна Богослова XV века из частной коллекции. Она попала в реставрацию из трех частей, была под четырьмя слоями записи и в результате оказалась «краснофонной», что и отнесло ее к числу уникальных. Позже икона была представлена на нескольких выставках: в Вологде, Череповце, в вначале двухтысячных годов в Историческом музее Москвы. Также работала с иконами, возвращенными после кражи из Устюженского музея, одна из них «Троица Ветхозаветная», кисти известного русского иконописца XVII века Кирилла Уланова, возвращения на родину, была выставлена в частном музее Русской иконы г. Москва. Икона «Богоматерь Смоленская», находится в храме Христа Спасителя в Москве.
- Вы как опытный реставратор, наверное, не раз задумывались о том, что можно передать молодому поколению. Как наставник Вы работали на выездных школах Союза в Вологде и Беслане. Что Вы можете сказать о молодых людях, которые также как и Вы хотят посвятить себя этой профессии?
- В этой профессии, как повелось, если тебя это «затянуло», значит «навсегда». Очень важен не формальный, а методический подход в выполнении реставрационных процессов и более глубокое понимание по сохранению правдивого и подлинного, любви и веры в то, что делаешь, многосторонний, системный подход. В Вологодской реставрационной мастерской я работала в мужском коллективе, семья из мужчин, теперь внук, которые сами принимают сразу решение и у меня с годами выработалась такие качества как «решительность», «принятие решений», которые сейчас очень помогают и позволяют двигаться вперед. Ценность этих взаимоотношений в том, что они складываются из таких понятий как слово и дело. И в реставрации, необходимость в принятии продуманного, взвешенного решения, «не навреди», остаются основополагающими. Эти качества приходят не сразу, их нужно прививать молодому поколению, иначе результат своих действий может оказаться поверхностным.
Судьба преподнесла мне подарок, мне повезло работать и встречаться с интересными, любящими свое дело, профессиональными реставраторами – Г.С.Батхельем, О.В.Леликовой, Г.И.Вздорновым, С.В.Филатовым, Н.И.Федышиным, С.С.Подьяпольским, Н.С.Мироновой, Г.В.Цируль, А.Н.Овчинниковым, О.М.Ревиным, В.А.Митрофановым и другими. Для молодежи в современных условиях научный подход в реставрации может показаться немного «старомодными». Но та школа научной реставрации, которую я проходила в Кириллове, Ферапонтове, Белозерске осталась во мне навсегда. В восьмидесятые-девяностые годы практическая реставрация сочеталась с выступлениями на конференциях, научными статьями, проведением экспертиз, и этот подход я стараюсь передать своим ученикам. Я до сих пор езжу в Белозерск, люблю работать на экспонатах Тотемского музея, курировала работы на Софийском соборе и Колокольне Вологодского кремля, совсем недавно писала методику на живопись на бревнах наката уникальной деревянной церкви Ильи Пророка.
Помимо реставрации Вы занимаете должность древлехранителя Вологодской епархии. Несколько сложно светскому человеку заниматься этой работой?
- У меня небольшой опыт работы с объектами Вологодской епархии, пока всего два года, но разделить работу в епархии и на большей части культовых объектов, работая в государственных учреждениях невозможно, в основе объектов остается история, традиция, культура, православие. Большая часть моей жизни связана с реставрацией именно культовых объектов, сегодня, сохранение икон, реставрация иконостасов, убранства церквей, монументальная живопись отличается от работы с музейными предметами, тем, что потребность как в познании истории, православных традиций, становится шире, восстребовательнее, многозначнее. Если раньше прихожане в храме ставили свечки перед образами Николая Чудотворца, Казанской Божьей Матери, то сейчас происходит знание и почитание большого количество местных святых, прихожане знают историю святых и историю созданных ими православных храмов. И все это обязывает меня как древлехранителя делать все, чтобы сохранить православные традиции, возрождать и сохранять историю и искусство культуру северных храмов.
Вы совсем недавно вернулись с работы на достаточно необычном реставрационном проекте «Память Беслана». Как Ваши навыки реставратора пригодились в восстановлении современного объекта культурного наследия?
- Да, действительно, при моем опыте работы почти 40 лет, для меня реставрация данного мемориального комплекса оказалась не совсем обычной. Я немного волновалась перед поездкой, потому что работать на данном объекте было большой ответственностью, при этом нужно было решать множество возникающих вопросов по реставрации разного рода разрушений здания, по выстраиванию самого процесса работы и руководству коллективом реставраторов, приехавших из разных городов России с которыми мне предстояло сотрудничать.
Но видя отклик специалистов, и умение работать в разных материалах: каменщики, архитекторы, штукатуры, конструкторы; из разных отраслей: художники-реставраторы, преподаватели реставрационных организаций, мне не пришлось унывать. Все сразу включились в рабочий процесс. Восстановление школы и спортивного зала от взрывов, артобстрелов, пожара и разрухи здания после теракта 2004 г. потребовало проведения большого объема противоаварийных работ: по укреплению кирпичной кладки, бортовки штукатурки, укрепления покрасочных слоев с надписями, работы с обгоревшей древесиной, повреждений пола пожаром. Необходимо было решать вопросы сохранения не только самого здания, но и сохранения «тонкой грани» в памяти данного места и события, которое оставило горькую память страшных событий гибели школьников, их родителей, учителей, представителей спецслужб и множества невинных людей. Было решено провести противоаварийные работы с сохранением данного здания как места трагедии. Учитывались, разработка проектной документации, как выявленного объекта культурного наследия, так и сохранения мемориального комплекса по борьбе с терроризмом, пожелания по сохранению памяти комитета «Матери Беслана».
Не скрою, что на таких объектах работать морально сложно, но их нужно сохранять, чтобы ужасы терроризма не повторялись в будущем. Так же, рассматривая сохранение объекта, нужно проводить работы с учетом дальнейшего музейного, образовательного, воспитательного, патриотического направлений.
Мы выполнили консервационные работы в полном объеме в нескольких помещениях: спортивного зала, классов, столовой, но этого недостаточно для того чтобы школа смогла стать музеем международного уровня. Для этого необходима концепция развития этого места, чтобы связь поколений не прерывалась. В школу все время приходят люди, приносят цветы, несмотря на прошедшие годы воспоминания не стираются из памяти.