Общероссийская общественная
организация, объединяющая профессионалов
в области реставрации
В 2018 году Союз реставраторов России провел свою первую выездную школу для молодежи в Каргополе – живописном городе Русского Севера XVIII века. Северное деревянное зодчество, уникальные иконы и атмосфера древности вдохновили тогда еще студентку Строгановки, художника-реставратора монументальной декоративной живописи Полину Сальникову вступить в ряды профессиональной организации и стать активным участником выездных школ. О том, что изменилось в жизни молодого реставратора за последние четыре года, в нашей рубрике «Союз в лицах».
- Полина, как складывался Ваш профессиональный путь в реставрации?
- Для студентов-реставраторов возможность работать скурпулезно руками – основной навык, который мы развиваем всю жизнь. Два года назад я закончила Строгановку и начала как самозанятый специалист сотрудничать с различными фондами, частными лицами, реставрационными организациями и подрядчиками. Я часто езжу по памятникам, обследую их, диагностирую сохранность живописи. Работаю с фондом «Внимание», «Вспомнить всё»», куда обращаются энтузиасты и просят оценить состояние исторических жилых домов Москвы. Также мне вспоминается очень интересный проект по восстановлению металлического панно в планетарии в Волгограде. Эта панорама города с загорающимися лампочками, длиной около сорока погонных метров вызывает удивительные переживания у посетителей. Работа с фондами позволяет постепенно входить в среду, знакомиться со скульпторами, художниками, другими реставрационными мастерскими.
- Полина, насколько важным этапом стала Ваша первая поездка в Каргополь в 2018 году?
- У меня сохранились волшебные воспоминания об этой школе. Самое важное, что осталось у меня из той поездки – это зарисовки Русского Севера. В Каргополь ездили молодые художники и архитекторы. Они работали с архитектурой, станковой живописью и предметами декоративно-прикладного искусства под руководством Андрея Борисовича Бодэ, реставратора деревяннного зодчества и художников-реставраторов из Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР) Дмитрия Ковалева и Татьяны Чаленко. А спустя три года я столкнулась с Андреем Борисовичем на Хитровке, где работаю над проектом реставрации московских дореволюционных вывесок, и где также находится их мастерская по реставрации памятников Русского Севера. Во время школы мы познакомились с методиками выведения из аварийного состояния предметов иконописи, работали с деревянными основами икон и предметами народного быта в музее «Ошевенская волость». Школа и Союз реставраторов дали мне прекрасную возможность повысить квалификацию в совершенно различных областях реставрации. Сегодня я готова помочь вам провести новый научно-образовательный проект опираясь на те знания, которые получила в Каргополе и Санкт-Петербурге во время выездных школ.
- Сотрудничество с фондами, частными лицами, реставрационными компаниями - как Вы находите силы всё успевать?
- Мне за четыре года есть что вспомнить. Я всегда была очень активна. Сотрудничала с ГосНИИРом еще учась в академии, проходила летние практики как студентка и помогала Татьяне Чаленко реставрировать иконы в мастерских. Сейчас я стараюсь быть в тесном контакте с коллегами, которые готовы помочь разобраться в тонкостях реставрационного процесса. На сегодня у меня намечена реставрация плафона из жилого дома в Москве в Лялином переулке. В XIX-XX веках было распространенной практикой делать картину на холсте и затем клеить ее на потолок как роспись, что можно отнести к монументальной живописи. Я делаю много проектов по сохранению московских жилых зданий, точнее их подлинных деталей интерьеров. Далее я передаю проект моим коллегам, которые занимаются реставрацией окон, перил и других детелей внутреннего убранства. В прошлом году я освоила реставрацию керамики, работаю и в этом направлении. Союз реставраторов подарил мне уникальную возможность восстанавливать не только монументальнцю живопись, но и разбираться в других областях реставрации, которые я изучаю в партнёрстве с моими коллегами.