Оксана Ханова: «Я фанатик своего дела»

Союз Реставраторов России

Общероссийская общественная
организация, объединяющая профессионалов
в области реставрации

МЕНЮ

Союз в лицах

Оксана Ханова: «Я фанатик своего дела»

Оксана Ханова: «Я фанатик своего дела»

Мы продолжаем цикл интервью с реставраторами.  Новый герой - Оксана Ханова, архитектор-реставратор из Вологды, член молодежной секции Союза реставраторов России и куратор проекта “У подножия Барбакана”. Мы поговорили о становлении в профессии, проектах, выгорании и любви к Русскому Северу.

Кто такой реставратор? Какими качествами должен обладать хороший специалист?

Реставратор – это специалист, способный продлить жизнь памятнику наиболее щадящим методом. Это врач. Его пациент – какое-либо сооружение/предмет, требующий помощи. Я думаю, что хороший специалист обладает следующими качествами:

  • ответственность за принимаемые решения;
  • способность к анализу данных;
  • творческое мышление, чтобы принимать порой уникальные и нестандартные решения;
  • умение понятно донести идею проекта коллегам и окружающим людям;
  • умение отстаивать свою позицию;
  • любознательность;
  • сообразительность;
  • широта знаний и навыков в смежных специальностях.


Как Вы пришли к реставрации? Почему выбрали именно эту профессию?

К профессии архитектора шла планомерно, к приставке «-реставратор» - по стечению обстоятельств. С самого детства много рисовала, играла с конструктором, клеила что-то из картона и бумаги, шила, вязала, в общем, очень много делала руками. Когда я училась в начальной школе, мама получала второе высшее образование по специальности «Дизайн». Я видела, как она клеит макеты, рисует постановки, людей, чертит в какой-то программе в компьютере. Мне нравилось на это смотреть. Как-то я даже раскрасила гуашью ее макет. Это было забавно. При любви к творчеству мне еще очень нравились точные науки, в школе любимым предметом была математика, а в последствии еще и физика. Это у меня от папы, аналитический склад ума. Еще мне нравилось разглядывать книги по истории искусств, больше любила смотреть именно на архитектуру. В итоге в 6 классе появилась цель стать архитектором. Она была довольно далекая, четко несформированная, но была. Естественно, я ходила в художественную школу, родителями была вовремя обнаружена предрасположенность к рисованию. В общеобразовательной школе было интересно всё, старалась не давать спуску ни одному предмету. В 6-8 классах ходила в школьный экологический лагерь, ездила с ним в научно-исследовательские экспедиции с целью изучения и мониторинга древесных насаждений различных парков исторических усадеб Вологодской области. По итогу, участвовала в научных конференциях, занимала призовые места, побеждала. В одной из поездок руководитель лагеря, школьный учитель биологии Барболина Ольга Михайловна предложила мне выступить на конференции, рассказать об истории усадьбы в Борисово-Судском. Я отказалась. Ольга Михайловна спросила: «стекло и бетон будешь строить?», я ответила: «да». Тогда я хотела быть архитектором, не видела взаимосвязь, причем здесь я, старая усадьба и конференция по истории? Спустя много лет осознала, как всё тесно взаимосвязано. Школьные занятия экологией, исследования старинных парков, научные конференции, выступления, архитектура. Иногда не обязательно что-то понимать в конкретном моменте, порой важно просто двигаться вперед, делать, действовать, особенно в молодом возрасте, когда вообще еще мало что понимаешь в жизни, учишься. Спасибо Ольге Михайловне за этот опыт. С каждым годом всё больше осознаю важность этих действий в детстве. Хорошо, когда в молодом возрасте встречаются учителя, которые видят и помогают раскрыть твой потенциал. Это понимаешь не сразу. В университете, когда я непосредственно столкнулась с профессией архитектора-реставратора, поняла, что я уже была в некоторых исторических усадьбах области, уже занималась научными исследованиями, уже выступала на конференциях. Всё идет из детства. Здесь закладывается фундамент, на котором строится всё остальное.

Почему «Реставрация», а не «Архитектура»? В 11 классе я ходила к репетитору по рисунку Вихаревой Наталье Николаевне, она преподавала именно на специальности «Реставрация», предлагала поступить именно сюда. Моя старшая двоюродная сестра окончила «Архитектуру» и рекомендовала «Реставрацию» как секцию с сильной заведующей Белоярской Ириной Константиновной. Так я попала на «Реставрацию» и постепенно вникла в эту среду, поняла значимость и широту специальности. Это тот же архитектор, но с бОльшими возможностями, с пониманием ценности труда зодчих предыдущих эпох, созданной ими архитектурно-исторической среды. Это более комплексный подход в работе с населенными пунктами, где уже до тебя кто-то что-то построил. «Реставрация» учит это уважать и ценить.

 

На ваш взгляд, сильно ли региональные вузы уступают столичным в образовании?

Я училась в одном вузе – Вологодский государственный университет. Могу судить только по навыкам и знаниям студентов и специалистов, с которыми удалось посотрудничать вне основного учебного процесса: совместные рабочие проекты, исследовательские экспедиции, научные конференции, школы реставрации. Важный фактор хорошего обучения – преподавательский состав. От него зависит если не всё, то многое. Если это квалифицированные опытные специалисты, такие же получаются и студенты. Хороший преподаватель плохому не научит. Есть сильные «реставрационные школы» и в столицах, и в регионах. Они равны друг другу. По сути, разница не особо ощущается. Важна и самостоятельная работа студента, активный обучающийся из региона вполне способен «обскакать» по знаниям и навыкам студента из столицы. В общем, мозги и, соответственно, возможности есть не только в столицах, но и регионах. И это нужно поддерживать на государственном уровне. Сейчас, к сожалению, в Вологде специальность «Реставрация памятников архитектуры и архитектурной среды» постепенно «умирает» без поддержки руководства вуза. А работа у реставраторов есть там, где есть памятники историко-культурного наследия. Соответственно, логично, что в этих же местах важно и нужно развивать реставрационное обучение. Специалист, воспитанный в месте будущей работы, более глубоко погружён в среду и ее проблемы. Таким образом, вероятность качественного выполнения работы возрастает, не нужно искать кадры на стороне.

 

Как вы считаете, как выглядит путь профессионального развития реставратора? Как он выглядит у Вас?

Я думаю, как и в других профессиях, важно не останавливаться на достигнутом, постоянно учиться новому, «актуализировать» себя. Реставратор – специалист, который взаимодействует с различными специалистами: инженерами, историками, археологами, искусствоведами и т.д. Он объединяет результаты работы ряда специалистов в один монолит, поэтому хорошему реставратору жизненно необходимо разбираться во всех смежных специальностях, так, чтобы понимать других специалистов, результаты их работы и каким образом это применить в общем проекте. Реставратор – ответственная профессия. Тут нет места дилетантству. Нужно стараться учиться не только у опытных реставраторов вживую, по книгам, но и у «смежников». Впитывать всё, как губка. Мне всё время кажется, что я очень мало знаю, недостаточно, под каждый проект накапываю материал, анализирую, да, получается зачастую затягивание проекта, но мне важно качество, сделать добросовестно.

Также в моем случае архитектор-реставратор – многофункциональная профессия. Я проектирую новые здания, разрабатываю проекты реставрации, охранные проекты памятников. Веду научную деятельность: выполняю графику и статьи для публикаций, выступаю на конференциях, слушаю других. Также считаю нужным рассказывать о реставрации не только в научном сообществе, но и более широкому кругу – просвещение и популяризация историко-культурного наследия. Эта деятельность нужна как для желающих вступить на путь реставратора, студентов, молодых специалистов, так и для всех интересующихся данной темой. Осознание ценности наследия обществом – один из важных факторов его сохранения. Для этого есть аккаунт Союза в Instagram и блог «О реставрации простым языком», которые веду. В Вологде состою в коллективе городского сообщества «Хранители Вологды». Это общественный проект, цель которого открыть вологжанам историко-культурного наследие города. Еще считаю важным не только учиться самому, но и содействовать в обучении коллег. Для этой цели у нашего коллектива есть АНО «Ре-Старт» - площадка для молодых реставраторов, которая проводит школы реставрации и конкурсы. Сложно говорить о каком-то общем пути для всех. Конечно, у каждого путь свой, что-то может быть схоже, что-то нет. Здесь я описала свой.

 

Вы занимаетесь архитектурными исследовательскими проектами Русского Севера. Расскажите об этом подробнее.

Русский Север вдохновляет. Я же тоже живу на Русском Севере, в Вологде. Чем дальше на север, тем свободнее и легче дышится. Это отражается и в постройках. Свобода людей – свобода архитектуры. Здесь проглядываются истоки деревянной русской архитектуры. Здесь замирает время и появляется возможность посмотреть сквозь века, а еще зафиксировать увиденное. Как упоминала, еще в школе я занималась экологическими исследованиями парков старинных усадеб Вологодской области, в университете ездила на архитектурные натурные обследования исторических сооружений области, в основном каменных. В университете выполнила магистерскую диссертацию на тему: «Исследования храмовой архитектуры города Вологды» (по каменным церквям). А в 2018 году в Выездной летней школе реставрации в Архангельской области, которую проводил Союз реставраторов России, для меня открылся огромный мир – деревянное зодчество Русского Севера. Важно разделять деревянные сооружения, построенные «под камень», и настоящее традиционное деревянное зодчество. Тогда мне удалось увидеть, потрогать и поизучать множество памятников, которые несут в себе многовековые традиции свободолюбивого Севера. Я тоже люблю свободу. Чем дальше от путей Москвы, тем могут быть архаичнее постройки, тем они интереснее, самобытнее. Это привлекает внимание. Памятники деревянного зодчества Карелии, Архангельской области неплохо исследованы и продолжают изучаться. В Вологодской области тоже много неисследованных поселений, надеюсь, моей любви и энтузиазма хватит хотя бы на небольшую часть. Я имею в виду небольшие населенные пункты: села, деревни. Церкви обычно привлекают больше внимания, жилые дома и хозяйственные постройки меньше. Как раз они меня больше и интересуют. Хотите зажечь огонь в моих глазах – покажите мне деревянный амбарчик. Я люблю всё структурировать, меня занимает архитектурно-историческая типология сооружений, комплексный анализ застройки поселения, определение ее особенностей. Характеристики построек различных территорий разные, где-то чаще встречается дом-комплекс типа «брус», где-то «кошель», где-то любят строить дома с более крутым углом наклона кровли, где-то – с более пологим.

Со времени Выездной школы реставрации в Архангельской области поддерживаю связь с научным коллективом школы: Бодэ Андреем Борисовичем, Зининой Ольгой Александровной, Ермаковой Анной Андреевной, а также с участниками. С тех пор начала читать много книг и научных статей про деревянное зодчество, рисовать исторические сооружения. Публиковала рисунки в книге «В окрестностях Каргополя. Памятники деревянного зодчества», выступала с докладом в Москве и написала статью по теме «Архитектурно-исторические исследования деревни Кучепалда близ Каргополя» с массой графики, начертила графическую реконструкцию амбара в Ворзогорах Архангельской области, сделала много рисунков и графических реконструкций построек, участвовала в художественной выставке «Храмы Русского Севера» в Вологде, сейчас занимаюсь графическими реконструкциями церквей и амбара в селе Пурнема Архангельской области. Весной 2021 года прошла курс повышения квалификации по теме натурных исследований памятников деревянного зодчества во Всероссийском центре сохранения деревянного зодчества им. В.С. Рахманова при музее-заповеднике «Кижи». Это направление мне нравится. Развиваюсь.

 

Встречаются ли реставраторы с психологическим рабочим выгоранием? Было ли оно у Вас и как вы с ним справлялись?

Да, как и люди других профессий. Думаю, что часть людей воспринимает работу не как место, куда они пришли, «отработали» и ушли, а как образ жизни, как часть себя. Я именно такая. Архитектура для меня не работа, а образ жизни, как бы пафосно это ни звучало. Это настолько часть меня, что отделять ее невозможно. Мой отдых зачастую – это поехать в очередную экспедицию, почитать профессиональную литературу, посмотреть видео-лекцию, порисовать здания. На что я смотрю, когда иду по улице? На здания. О чем я говорю бОльшую часть времени? О зданиях. Что я рассматриваю в книгах? Здания. Основной круг общения тоже связан со сферой реставрации памятников архитектуры. Я фанатик своего дела. Этот процесс запущен давно и его не остановить. И мне это нравится. Я считаю это для себя нормальным. Всё, связанное с делом жизни, воспринимаю близко к сердцу. Но иногда бывают периоды, когда проектов становится так много, что не знаешь, за что хвататься. Причем, эти проекты бывают разных направленностей: новое строительство, реставрация, кураторство, публицистика. Себя и свое время становится сложно контролировать, возникает диссонанс – мне это, в принципе, нравится, как вид деятельности, но психологически становится тяжело справляться с нагрузкой, кажется, что всё навалилось одномоментно. Тогда отключаются эмоции, теряется связь с внешним миром, потому что все ресурсы организма направлены в одно русло – сделать дело. Ты днями-неделями трудишься-трудишься, а задач меньше не становится – на смену сделанным появляются новые. Ночью голова не отдыхает, идет постоянный мыслительный процесс. Забываешь, как выглядят люди, как вообще двигаться, практически ничем другим не занимаешься. Считаю себя стрессоустойчивым, спокойным человеком, но в такие периоды эмоциональный фон очень просто нарушить. Сгорает памятник – тебе становится плохо, вопрос: «Как же так?». Думаешь о смысле твоей деятельности, нужно ли это кому-то, именно то ли ты делаешь? Но такие моменты временные, я нахожу новые смыслы, новые силы, новую энергию, восстанавливаюсь и иду дальше. Я люблю то, что делаю, и делаю то, что люблю.

 

Расскажите, что Вам дал Союз реставраторов России?

Союз – как много в этом слове. Именно это он и дал - возможность объединения с другими людьми, с товарищами по идеям. Союз поэтому и общероссийский, потому что может дать возможности всем, не только специалистам из столицы, но из регионов. В этом и есть его цель – объединение всех. Я расту вместе с ним. Сначала я участвовала в проектах Союза (конкурсах, школах) в качестве студента, затем как куратор и научный руководитель проектов. Надо сказать, это происходит благодаря большому количеству людей, которые верят в меня и помогают в проектах. А я верю в них. Очень ценю и уважаю Портнову Марию Валерьевну, ответственного секретаря Союза, за ее труд, упорство, активность, инициативность, веру в людей и их идеи. Союз и она лично многое мне дали, что есть сейчас. Постоянный участник обсуждений, научный консультант проектов, архитектор-реставратор Куликов Сергей Борисович – молодой духом специалист с гигантским опытом, он верит в дело реставрации, в молодых специалистов и всячески содействует в развитии и сферы в целом, и молодежи в частности. Важно не только уметь самому, а еще обучать других, позволять делу жить дальше. Он это делает. Благодарность и директору Союза, Фатину Вячеславу Николаевичу, поддержка которого не раз помогала в реализации проектов. Спасибо Союзу! Надеюсь, деятельность продолжится.



Возврат к списку