Общероссийская общественная
организация, объединяющая профессионалов
в области реставрации
Летняя выездная школа Союза реставраторов России в Тотемском музее-заповеднике «Молодые реставраторы - малым городам» стала новым совместным проектом Союза и музейного сообщества.
Реставратор первой категории, руководитель мастерской реставрации МГАХИ имени В.И. Сурикова Александр Козьмин не первый год работает в Тотьме, приезжал на Школу музейного развития, его студенты проходили практику в Великом Устюге. В этом году при поддержке Фонда Владимира Потанина молодые специалисты провели консервацию и реставрацию картин и икон. Об их совместной работе, результатах и ближайших перспективах мы поговорили с Александром Козьминым для нашей рубрики «Союз в лицах».
- Александр Александрович, Вы преподаете уже много лет, и начинали как художник-реставратор.
- Да, в семидесятые годы я закончил реставрационное отделение Московского художественного училища памяти 1905 года. Затем работал в различных реставрационных организациях, музеях от Томска до Астрахани, частных компаниях занимаясь станковой масляной, монументальной и темперной живописью. Параллельно поступил в Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина на искусствоведческий факультет. Для реставратора очень важны памятники, с которыми он работает. Для меня это в первую очередь иконы XV века из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. А также музеи Московского Кремля, Большой Кремлевский дворец, Третьяковская галерея, Русский музей. Работа в крупной антикварной фирме позволила совместить научную реставрацию и частную коммерческую деятельность. Для Оружейной палаты я занимался комплексной реставрацией старинных экипажей, в которых сочетается металл, кожа, ткань, деревянная резьба и живопись.
- В какой момент Вы поняли, что Ваш опыт можно начинать передавать студентам и молодым специалистам?
- Еще работая в реставрационных организациях я начал преподавать специалистам, которые приезжали со всех концов Советского Союза на стажировки. Реставраторы первой и высшей категории имели право руководить и нанимать бригады неатестованных Министерством культуры специалистов. Сейчас практика позабыта, и молодым реставраторам после шестилетнего обучения очень сложно получать аттестацию. Музейщики бояться брать на работу молодых специалистов, поэтому получается замкнутый круг. Сегодня есть организации, например Межобластное научно-реставрационное художественное управление (МНРХУ), которое продолжает хорошие традиции реставрационного дела масляной, темперной, монументальной живописи как это было в Советском Союзе.
- Проект «Молодые реставраторы-малым городам» стал примером сотрудничества именно с областными музеями. Насколько сложно построить такое партнерство?
- Некоторые областные музеи стремятся разорвать замкнутый круг допуска молодых специалистов к памятникам. Состоявшаяся школа в Тотьме показала как много дает выездная практика для студентов. Из-за карантина наши традиционные летние выезды для суриковцев были отменены, но Тотемский музей, Фонд Потанина и Союз реставраторов России помогли организовать этот совместный проект. Двенадцать студентов из Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица, Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, Суздальского художественно-реставрационного училища и Колледжа дизайна, архитектуры и реинжиниринга №26 из Москвы провели для музея консервацию и полностью отреставрировали несколько икон и портретов из коллекции музея. Я думаю, что Союз реставраторов остался доволен нашей работой, проведенной на хорошем научно-реставрационном уровне, и я надеюсь, что мы продолжим наши партнерские отношения.