Лариса Яснова о реставрации икон: мы работаем только в рамках утраченного

Союз Реставраторов России

Общероссийская общественная
организация, объединяющая профессионалов
в области реставрации

МЕНЮ

Союз в лицах

Лариса Яснова о реставрации икон: мы работаем только в рамках утраченного

Лариса Яснова о реставрации икон: мы работаем только в рамках утраченного

Выездные школы Союза реставраторов России закрепили за собой традицию приглашать в качестве наставников профессионалов с огромным опытом работы и неординарным подходом к своему делу. 

В этом году летняя практика в Арзамасском районе Нижегородской области прошла под руководством художника-реставратора монументальной и станковой живописи второй категории, члена Союза реставраторов Ларисы Ясновой. Несмотря на плотный график, с 27 июля по 5 августа студенты Строгановки и Колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга №26 («26 КАДР») узнали как работать с разными техниками реставрации  иконописи своими руками.

 

- Лариса Юрьевна, расскажите каким был Ваш путь в реставрацию?

 

- У меня очень большой стаж работы, с 1971 года прошлого века. По образованию я преподаватель истории и обществознания на английском языке. В реставрацию пришла уже позже,  моя педагогическая карьера началась в обычных школах. Реставрации я училась в бригаде династии Брягиных известных еще с дореволюционных времен. До сих пор много преподаю в различных учебных заведениях. Я читала курс реставрации в Российской академии Ильи Глазунова, где работала заведующей кафедрой станковой и монументальной живописи. У меня было три выпуска студентов Академии, которые на летней практике в бригадах  осваивали навыки реставрации монументальной живописи, и сейчас много работают в этой области. Также меня приглашали читать лекции в Строгановку, в «26 КАДР». Я стараюсь совмещать работу педагога со своей основной деятельностью художника-реставратора  в ООО «Стройоптторг». Сейчас мы заканчиваем в Троице-Сергиевой Лавре два притвора с живописью начала XIX века. Потом переходим в Калугу, гда работали до пандемии со сложной клеевой живописью в особняках Билибиных и Золотарева. Клеевая техника  была очень популярной в России в XIX веке, куда ее привезли французские и итальянские художники, и она требует большого  реставрационного опыта.

 

- Летняя школа в Арзамасе чем-то отличалась о тех выездных практик, которых было очень много в Вашей жизни?

 

- Шесть студенток, трое из Строгановки и трое из «26 КАДРа» очень быстро адаптировались к сложной рестарационной работе. За десять дней мы вместе с моим коллегой Игорем Виноградовым помогли отреставрировать двадцать икон XIX века из двух иконостасов Смоленского храма в селе Выездное недалеко от Арзамаса. Иконы были повреждены жуком-точильщиком, что сильно усложняло реставрацию. Мы использовали наработанные методики, которые предполагают и дезинфекцию, и наращивание утраченного слоя древесины, а затем наложение грунта и тонировок в том варианте, которым была написана икона. Все это делается вручную, что мы и показывали нашим ученицам. До этого они никогда не сталкивались с такой спецификой реставрации, но под нашим руководством успешно справились не только с «ручной» работой, но и подготовили реставрационные паспорта.

 

- Вы бы хотели еще раз принять участие в подобной выездной школе?

 

- Я повторюсь, что у нас наработан очень большой опыт преподавания и студентам, и сотрудникам нашей компании. Союз реставраторов долго искал подходящую кандидатуру для этой школы. По приглашению Нижегородской епархии мы вернулись в Арзамас, где много лет назад работали в Воскресенском соборе. Я очень довольна, что мы с Игорем Виноградовым за короткий срок смогли не только чему-то научить будущих реставраторов, но и поработать сами. Мы не ожидали, что нам предоставят так много икон, а также отдельные деревянные детали. Все они были смонтированы обратно в иконостас, реставрация проведена в пределах утрат, и выполнена в той технике как будто эту икону никто не делал. Моя многолетняя практика работы в Новодевичьем монастыре от экскурсовода до реставратора позволяет сочетать навыки работы руками, теоретическую часть и терпение педагога.



Возврат к списку