Новости

Союз Реставраторов России

Общероссийская общественная
организация, объединяющая профессионалов
в области реставрации

МЕНЮ

Жемчужина на берегу Сиверского озера

Кирилло-Белозерский монастырь со своими могучими стенами и богато украшенными храмами представляет собой богатую иллюстрацию российской художественной культуры. Реставрация его памятников продолжается на протяжении целого столетия. В преддверии научно-практической конференции «Традиции и практика сохранения культурного наследия России» пресс-служба Союза реставраторов России подготовила интервью с директором музея-заповедника Михаилом Шаромазовым.  

ДАТА
22 июня 2016
Жемчужина на берегу Сиверского озера

1. Музей имеет богатую многоэтапную историю развития. На что конкретно сегодня направлены усилия работы музея?

Одним из основных направлений работы на сегодняшний день является реставрация и музеефикация памятников, создание комфортных условий для пребывания туристов и посетителей музея.

В последние годы в Кирилло-Белозерском монастыре был отреставрирован соборный комплекс, состоящий из четырех храмов и двух папертей, фресковые росписи Успенского собора XVII века, часть памятников крепости Нового города, выполнена вертикальная планировка и благоустройство центральной соборной площади, кроме того, последовательно ведутся работы и в филиале на памятниках Ферапонтова монастыря.

На последующие три года перед нами стоит задача реставрации объектов культурного наследия XVI века, а также грандиозных стен и башен крепости Нового города XVII века, которая в настоящее время практически не используется и мало доступна для посетителей. Проектно-сметной документацией предусматривается устройство гостиницы, ресторана, конференц-зала, также планируется решение проблемы с организованной автостоянкой в непосредственной близости от памятника.

 

2. Как часто обновляются фондовые коллекции, экспозиционно-выставочные работы? 

Пополнение фондов идет постоянно. Последнее самое крупное обновление произошло в конце 2015 года, когда при поддержке федерального бюджета был создан музей-квартира великого русского писателя В.И. Белова в г. Вологда, в связи с чем, фонды пополнились 7023 экспонатами.

Кроме того, Кирилло-Белозерский музей-заповедник ежегодно планирует свой бюджет так, чтобы иметь возможность систематического комплектования фондов при помощи закупок. Фонды пополняются произведениями искусства, приобретенными и полученными в дар от художников, чьи выставки музей проводит. Регулярные археологические раскопки на территории музея также обновляют фонды. Не малое значение имеют и экспонаты, принесенные переданные в дар и принесенные на продажу частными людьми.

Экспозиционно-выставочные работы ведутся круглогодично, некоторые выставки готовятся на протяжении нескольких лет. На данный момент у нас двадцать две постоянные экспозиции, только в этом году планируется, и уже частично реализована, перестройка и дополнение пяти из них, не считая постоянные, незначительные изменения, дополнения новыми экспонатами. Кроме того, в 2016 году планируется проведение пятидесяти временных выставок.

 

3. Участвует ли музей в зарубежных выставочных проектах и в каких?

Музей показывал шедевры иконописи в совместных зарубежных выставках в США, Испании, Франции. Пока участие в новых проектах не планируется.

 

4. Что больше всего интересует иностранную публику в вашем музее?

 Наибольший интерес у иностранных туристов, главным образом, вызывает архитектура и древнерусское искусство.

 Кирилло-Белозерский монастырь с его могучими стенами и богато украшенными храмами являет собой иллюстрацию огромнейшего пласта российской художественной культуры, равно как и демонстрацию значительных европейских влияний на архитектуру удаленного северного монастыря.

Ансамбль представляет собой редчайший комплекс архитектурных сооружений XVI столетия, принадлежащих к лучшим образцам зодчества своего времени и отличающихся полнотой сохранности, редкой стилистической общностью и традиционной устойчивостью форм. Исключительный интерес представляют восемь храмов XV-XVI столетий, крепостные сооружения 1595 года, гражданские и хозяйственные постройки того же времени, сохранившие свою подлинность и древний архитектурный облик.

Архитектурно-строительные приемы эпохи итальянского Возрождения, привезенные в Москву «фряжскими» мастерами во главе с Антонио Фиораванти в XV веке нашли отражение во всех ранних монастырских храмах XV и XVI веков: Успенском соборе, церкви Введения с трапезной палатой, церквях Архангела Гавриила, Иоанна Предтечи, Иоанна Лествичника.

 

5. Музей-заповедник занимается издательской деятельностью. Имеется ли у Вас обобщенный материал об этапах реставрации монастыря, видеоматериал? 

Реставрация памятников Кирилло-Белозерского музея-заповедника продолжается на протяжении целого столетия. Первый этап под руководством архитектора В.В.Данилова начался в 1919 году и продолжался до начала Великой отечественной войны. В Ферапонтове в те годы работали П.П.Покрышкин и К.К.Романов. В тот период велась фотофиксация, фотографии хранятся в фондах музея.  Второй крупный этап под руководством С.С.Подъяпольского начался с 1953 года, данный период в достаточной мере документировался и фотофиксировался.

Начиная с 90-х годов авторский надзор за реставрационными работами в Кириллове осуществляет С.Б.Куликов. Вся проектная и отчетная документация хранится в архиве. Необходимо отметить, что в настоящее время Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри вполне обеспечены проектной документацией.

В последние годы опубликованы такие материалы, как «Сокровища Русского Севера из собрания Кирилло-Белозерского музея-заповедника», издательство «Чеховский печатный двор»;  «Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря», издательский дом «Вологжанин»;  «Кирилло-Белозерский монастырь», издательство «Аврора»;  журнал Антиквариат № 4 (115), выпуск апрель 2014 года, полностью посвященный архитектурным и художественным памятникам Кирилло-Белозерского монастыря, издательский дом «Любимая книга».

 

6. Что реставрируется в настоящее время и на каких этапах? 

С 2010 г. по 2015 ООО «Электра» выполнена архитектурная реставрация и музеефикация комплекса Успенского собора, который вновь открыт для посещения после 40-летнего перерыва. В первую очередь в соборе сделаны электроподогреваемые полы и дренаж. Механизм ограниченного обогрева дал возможность ежедневного и ежечасного контроля микроклимата с целью регулирования температурно-влажностного режима. Собор начал просушиваться. Параллельно проведено полноценное археологическое исследование памятника.

В процессе реставрации фасадов раскрыт пояс керамического декора, который расположен по нижней части барабана и по закомарам собора. При побелке стен всякий раз покрывались дополнительным слоем извести. Сейчас эта известь удалена, и посетители музея могут видеть, как это выглядело первоначально. Это плиты с травным орнаментом, покрытые защитным слоем – ангобом, и поверх ангоба киноварью нанесен рисунок.

Также проведена консервация четырёхъярусной подлинной позолоченной иконостасной рамы, которая выведена из остро аварийного состояния. Особенно следует отметить, что благодаря методике, разработанной известным реставратором из Новгорода Т.И.Анисимовой, удалось сохранить всю старинную позолоту, новое золочение не применялось.

В период 2014-2015 годов ООО «Растр» выполнены основные противоаварийные работы на церкви Преображения, Тюремном дворе, Казанской башне. Завершение указанных объектов «под ключ» запланировано на 2017 год.

 

7. Расскажите об интересном  исследовании или открытии за последнее время?

Безусловно, открытием является подлинная фресковая живопись XVII века в алтарной части собора, которая раскрыта от масляной записи реставраторами МНРХУ в 2014-2015 годах. Научно-методическим советом Минкультуры России отмечена великолепная сохранность авторского красочного слоя в алтарной части, верная методическая направленность, высокое качество и своевременность проведенных реставрационно-консервационных мероприятий. Реставрация стенописи собора в полном объеме – это дело будущего.