Новости

Союз Реставраторов России

Общероссийская общественная
организация, объединяющая профессионалов
в области реставрации

МЕНЮ

«Свобода» Константина Мельникова

Творчество лидера авангарда в советской архитектуре Константина Степановича Мельникова – тема документального фильма студии  «STEPS-MEDIA».

ДАТА
19 июля 2016

Один из осуществленных проектов архитектора - клуб для рабочих Государственной мыльно-косметической фабрики «Свобода», упоминается в фельетоне Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Сделал своё дело и уходи». В нем авторы полемизируют с одним из критиков творчества архитектора-конструктивиста. Об особенностях реконструкции клуба «Свобода» рассказывает главный архитектор проекта Елена Ивановна Толстопятенко из Центральных научно-реставрационных проектных мастерских (ЦНРПМ), руководившая реставрацией этого памятника советского конструктивизма.

- Первоначальный проект Мельникову осуществить не удалось, потому что его замысел был колоссален - под полом зрительного зала клуба построить плавательный бассейн. Это было невозможно по той причине, что в районе Вятской улицы не было воды и канализации. Эллипсовидная форма зрительного зала при помощи подъемников должна была переворачиваться, трансформируясь в бассейн. Эту конструкцию пришлось заменить на традиционную прямоугольную форму с разграничивающими перегородками для разных залов. Проект с таким количеством воды даже в Европе было бы сложно осуществить.

Этот период конструктивизма интересен тем, что мысль летела настолько технологично быстро, что она не соответствовала времени. В отчете Мельникова сохранились фотографии и планы клуба после того как его построили, и на основании этого был сделан проект и восстановлены фасады.

Конструктивизм у нас особо не любят, он кажется слишком примитивным для публики. А для архитектора очень интересно нагромождение объемов, которое создает композицию. Из простого можно сделать сложное. Поэтому Мельников очень актуален сегодня – его архитектура ведет к упрощению. В 1927 году театров практически не строили, но коробка концертного зала была выполнена на удивительно высоком технологическом уровне. Бело-красный цвет интерьеров клуба символизировал духовный революционный подъем, который чувствуется даже сегодня.