Новости

Союз Реставраторов России

Общероссийская общественная
организация, объединяющая профессионалов
в области реставрации

МЕНЮ

Реставрация мебели – история в деталях

Отделение реставрации мебели существует во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени И.Э. Грабаря более полувека. За эти годы было отреставрировано более семи тысяч различных экспонатов начиная от небольших шкатулок и заканчивая монументальными скульптурами. Заведующий отделом реставрации мебели, реставратор высшей категории Роман Студенников и его сотрудники работают в основном с деревом.

ДАТА
17 июня 2016


Это мебель с расписными, золочеными и инкрустированными поверхностями, русская и западноевропейская монохромная и полихромная деревянная скульптура, предметы крестьянского быта, сувениры. Но попадаются и сложные экземпляры с накладками из кожи, металла. В процессе реставрации эти элементы демонтируются, и с ними работают уже в других отделах, потому что реконструкция и реставрация дерева имеет свою специфику.

Среди работ мастерской самым старым предметом можно назвать саркофаг I века нашей эры из Государственного исторического музея. Он был найден в самом конце XIX века Русским географическим обществом под Керчью. Сегодня он находится в экспозиции Исторического музея. Второй саркофаг этого же периода выставлен в Эрмитаже.

Мастерская реставрации мебели сотрудничает со многими музеями нашей страны от Сахалина до Калининграда. В основном реставраторы восстанавливают мебель XVIII-XIX веков и мемориальные предметы, которые принадлежали известным людям. Среди последних мемориальных работ мастерской можно назвать стол Максима Горького, который он купил в самом конце XIX века, предметы из коллекции музея Ивана Тургенева в Спасском-Лутовиново. Много было сделано для музея Булгакова «Нехорошая квартира» в Москве. За прошедший год литературы мастерская много работала с Литературным музеем.

К мемориальным предметам реставраторы относятся особенно, очень бережно, не позволяя никаких глобальных внедрений. Многое зависит от сохранности экспонатов и их эксплуатации. Реставрация небольших предметов в среднем занимает полтора-два месяца, более объемные работы - восемь-девять месяцев. Специфика этапов реставрации дерева часто не позволяет ускорить сроки. Бывают такие многослойные предметы, на которые у реставратора может уйти и два, и три года. В таких случаях технология реставрации придумывается непосредственно в ходе работы, и зачастую гораздо проще сделать новый предмет, чем реставрировать то что есть.

«Подводные камни существуют во всех направлениях реставрации, и к этому надо быть готовым», - считает Студенников. Исходное использование мастером нетрадиционных материалов, которые выбиваются из общей технологии, дает реставратору возможность поиска новых способов восстановления.

По словам Романа Студенникова, в мастерскую часто обращаются музеи с просьбой осмотреть коллекцию мебельного фонда, а также керамики, кости, металла. На эти предметы составляется краткая опись сохранности, а затем в Центре создается база экспонатов, которая в дальнейшем используется для реставрации уже обмеренных и отснятых коллекций. Как и любой желающий, Центр может участвовать в конкурсе по целевой программе музея на реставрацию какого-либо предмета, выиграть его и начать работу. Специалисты ВХНРЦ лично знают хранителей многих музеев, реставраторов, которые проходят стажировки в Центре. Такое рабочее общение позволяет работать как со старыми музеями, где коллекции пополняются, так и с вновь открывающимися небольшими частными выставочными залами. Иногда в маленьких краеведческих музеях, с которыми Центр также не отказывается сотрудничать, попадаются очень интересные вещи, редко встречающиеся в больших музеях.

Сегодня под руководством Романа Студенникова в мастерской работает двенадцать реставраторов и шесть студентов-практикантов из Академии имени Строганова и Реставрационного училища №26. Профессия реставратора мебели редкая, случайные люди в эти учебные заведения не попадают. Сейчас студенты из Строгановки делают экспонаты из Кижского музея, где им удалось поработать на практике. Для Студенникова очень важно, что практиканты имеют возможность прикоснуться вживую к истории, поработать над тем, что они видели в музейных экспозициях. Именно поэтому на базе отдела формируется собственная школа подготовки будущих кадров.