Новости

Союз Реставраторов России

Общероссийская общественная
организация, объединяющая профессионалов
в области реставрации

МЕНЮ

Ирина Белоярская: «Бездарных студентов в реставрации нет»

За полтора года своего существования Союз реставраторов России успел многое сделать для сохранения и продолжения традиций «золотого века» реставрации. Сотрудничество с учебными заведениями, готовящими новое поколение профессионалов - яркий тому пример. Реставрация, прежде всего, ремесло, которому учатся не только в стенах институтов. Об этом мы решили поговорить с Ириной Константиновной Белоярской, профессором, кандидатом архитектуры, заведующей секцией реставрации и реконструкции архитектурного наследия Вологодского государственного технического университета.

ДАТА
30 мая 2016

- У нас очень небольшая секция – мы выпускаем по 10-12 человек. Мы перешли на двухуровневую систему образования, на следующий год у нас будет первый выпуск магистров и уже третий выпуск бакалавров.

Секция архитектуры в нашем университете была открыта в 1989 году. Я приехала в Вологду в 1990 году и по воле обстоятельств буквально через полгода стала заведующей архитектурной секцией. Фактически я была одним специалистом. Только через три года пришли другие преподаватели, секция архитектуры преобразовалась в кафедру архитектуры и градостроительства. Со временем я поняла, что надо готовить архитекторов-реставраторов, и в 2005 году я решила открыть специальность реставратора. Моей задачей стала подготовка хорошего крепкого архитектора со знаниями основ реставрации, реконструкции, сохранения историко-культурного наследия. Мы держим очень высокую планку выпускников, бывают ребята, которые не выдерживают, потому что учиться действительно тяжело, но их единицы. За время обучения даже на бакалавра мы даем очень много профессиональных навыков. Студенты прекрасно владеют макетированием, проектируют охранные зоны, что очень редко преподают, делают проекты реконструкции поселков, исторических кварталов. Для дипломных работ студенты выбирают реставрацию памятников архитектуры. Мы стараемся сами выбирать объекты, выезжать практически на каждый. И многие из них после наших исследований и подачи заявок становятся вновь выявленными памятниками архитектуры. В Вологодской области нам удалось восстановить и сохранить несколько жилых домов конца XIX века. Мы выбираем храмы, церкви, которые не включены в список памятников. Например, в Харовском районе есть уникальные объекты. В одном из храмов XIX века была школа, но там сохранились великолепные потолки в стиле гражданской архитектуры, розетки, которые деревенские мастера чудом оставили. В некоторых селах жители хотят восстановить храмы, и мои студенты делают это совершенно безвозмездно. Когда мы показываем наш готовый проект, «картинку», то люди охотнее делают пожертвования. Община открывает расчетный счет, на который поступают средства на восстановление храмов.

Конечно, у меня колоссальная нагрузка, и все успеть очень сложно. Когда студенты уходят на преддипломную практику, я должна каждому рассказать про выбранный объект, все объяснить, а приходится заниматься бумагами.

Сегодняшние студенты совсем не такие, которые были даже десять лет назад. Их нужно мотивировать, все время поддерживать, реставрации нельзя научиться в интернете. Раньше архитектура, особенно промышленно-гражданское строительство, была мужской профессией, а сегодня среди моих студентов больше девочек. Практически все мои выпускники работают по специальности, многих с удовольствием берут на работу в Санкт-Петербург на постоянные контракты. Например, мой выпускник Илья Рогалев работает ведущим архитектором на реставрации Мариинского театра. К сожалению, на кафедре никто не остается, потому что студенты видят, как я много работаю, а они так не хотят.

Я очень люблю людей вообще, а студентов я не только люблю, но и жалею, воспитываю. О каждом из них я очень много знаю, какая у него семья, какие родители. За глаза они называют меня «матерью». Порой бываю жесткой, как я им говорю, хочешь ты этого или не хочешь, а ремесло я тебе в руки дам. Талант, гений – это будет потом, нет бездарных людей, ведь так?

Я очень надеюсь на помощь Союза реставраторов. Для нас очень важна зарубежная практика для студентов, это очень сильно их привлекает, мотивирует. Наша секция проводит много конкурсов, это огромная нагрузка для преподавателя, который должен убедить студента подготовить работу. Очень бы хотелось наладить контакты с немцами, итальянцами. В Италии удивительное отношение к памятникам, им удается сохранять старые дома, реставрировать их так, чтобы и дальше жить людям. Итальянские студенты очень интересуются Россией, и нашим ребятам надо посмотреть мир, узнать, что такое реставрация, настоящая консервация памятников. Очень бы хотелось съездить в Германию на выставку Dencmal, у нас есть очень достойные реставрационные проекты. У меня более семидесяти учеников, многие из которых удостоены российских и международных дипломов. С первого курса у нас идет очень серьезная подготовка, потому что сегодня для вуза очень важен рейтинг. Есть такой смотр-конкурс дипломных проектов по архитектуре и дизайну, который проходит ежегодно, в этом году будет 25-й в городе Новосибирске.  Для студенческих проектов это очень важный конкурс, потому что в нем много номинаций – архитектура, реставрация, прикладной дизайн. Я возила на этот конкурс, который каждый раз проходит в разных городах, три выпуска своих студентов. Студенты нашей секции в номинации «Реставрация и реконструкции» три года занимали первые места, обогнав многие ведущие учебные заведения страны.

Я очень надеюсь, что на предстоящей, научно-практической конференции «Теория и практика работ по сохранению объектов культурного наследия», который при участии Союза реставраторов пройдет в Вологде и Кириллове 20-21 июня, нам удастся найти хороших партнеров. Мне действительно есть чем гордиться, труд архитектора легким не назовешь, и попадая в эту профессию ты должен достичь высокого уровня. А я с уверенностью могу сказать, что у моих студентов он есть.

Беседовала Екатерина Качалина