Раненая история: Кто ответит за "реконструкцию" азимовской мечети?

Союз Реставраторов России

Общероссийская общественная
организация, объединяющая профессионалов
в области реставрации

МЕНЮ

Раненая история: Кто ответит за "реконструкцию" азимовской мечети?

В Казани разразилась конфузная и, на моей памяти, первая в истории республики ситуация, когда уголовное преследование грозит тем, кто взялся за реставрацию исторического объекта.

ДАТА
13 апреля 2016

Собственно реставраторы они или нет, сейчас решает прокуратура. Она провела проверку соблюдения требований градостроительного законодательства при производстве строительно-восстановительных работ в Азимовской мечети. И обнаружила там подрядную организацию, которая как-то вот так самостоятельно, ни у кого не спросив, занялась реставрацией мечети.

Прокуратура считает, что в результате они наворотили только массу повреждений историческому объекту, устранение которых может влететь бюджету в копеечку. Кто же виноват в таком разрушительном "благоустройстве" и насколько тщательно архитекторам нужно подходить к возрождению исторических объектов? И вообще - как такие объекты должны охраняться от строительной самодеятельности? Ответы на вопросы искала Ольга Морская.

Памятник градостроительства и архитектуры федерального значения, охраняется государством, написано на табличке. Лица, причинившие вред объекту культурного наследия, несут уголовную, административную и иную ответственность. Судя по всему, вред зданию причинён действительно, немалый. Вся стена закрыта плёнкой, повсюду лежит песок, валяются осколки краски и штукатурки.

КОРР.: Нашли мы рядом даже строительный ломик, который, видимо, тоже сделал своё дело. Правда, его у нас сразу же забрал не представившийся сотрудник мечети, заявив, что у них "всё нормально". Но, как установили правоохранители, до нормы в деле о реставрации Азимовской мечети далеко. И возбудили уголовное дело: за повреждение объектов культурного наследия по статье Уголовного Кодекса положено до 3 лет лишения свободы.

Эльмира Сибгатуллина, сотрудник пресс-службы УМВД России по г.Казани: "Во время ремонтных работ Азимовской мечети была полностью уничтожена фактура кирпичной кладки, поврежден профиль пластика и геометрия выступающих элементов. Сейчас проводятся следственные мероприятия, устанавливаются свидетели и очевидцы преступления и лица, проводившие работы на объекте".

Тревогу забили активисты общества охраны памятников - они первыми заподозрили неладное в строительных работах, которые, кстати, уже шли почти 2 месяца. Их тут же приостановили по распоряжению Министерства культуры. Создали комиссию, в которую вошли представители руководства республики, Союза реставраторов России, специалисты с кафедры Архитектурно-строительного Университета. Пригласили на место и подрядчиков, выполнявших работы: строительную компанию "Сайяр". Эксперты составили заключение и установили: вред историческому зданию нанесён непоправимый. На профессиональном языке - "необратимый характер реставрации". 

Ирина Карпова, старший преподаватель кафедры реставрации и реконструкции КГАСУ, архитектор-реставратор: "Основной ущерб был нанесен кирпичной кладке, её лицевой поверхности. Уникальность этой мечети - в обилии белокаменного и кирпичного декора, это главная ценность. Подрядчики почему-то зимой приступили к фасадным работам, хотя это-завершающий этап. Зимой делать фасадные работы нельзя: красить невозможно, обрабатывать фасадную кладку невозможно, антисептическую работу тоже. Краска плотно держалась на поверхности кирпича, поэтому ее начали просто срезать. Болгарками, металлическими щётками, дисками".<

КОРР.: С кирпичом произошло то же самое, что с зубами, если их почистить не щёткой, а наждачной бумагой. Но даже и не это самое страшное: под поверхностью структура кирпича другая, пористая, без оболочки он оказался беззащитным перед натиском погоды: в этот период был то минус, то плюс, дождь и снег, что сыграло роковую роль. Теперь, по словам реставраторов, восстанавливать здание придётся буквально по кирпичику. А ведь начиналось все идеально: проект реставрации мечети разработало Татарское специальное научно-реставрационное управление, которое уже возрождало святыню в 70-е годы. Обследовали здание, собрали историко-архивные материалы, сравнили фотографии. Отличительная особенность здания - красивая крыша с изломом, но это же стало и проблемой: зимой там скапливался снег, крыша протекала. И именно эти работы планировали сделать в первую очередь. Как отметили специалисты, ухаживали за историческим памятником плохо.

Рания Раимова, главный архитектор Татарского специального научно-реставрационного управления: "Главное - это цокольная часть у здания и кровля. Если это будет на контроле - проблем у памятника не будет. Не нужно будет доростоящих работ. Выпал снег -уберите, не будет проблем с цоколем. 1.38-Я считаю, что надо обучать, главное -не реставряция, а сохранение. Есть хранители музейной экспозиции, они обучены - тут не подходите, тут не трогайте. То же и здесь должно быть".

КОРР.: А теперь главная загадка: официальный тендер был назначен на март. Подрядчики же, ООО "Сайяр", приступили к работе в декабре, не дожидаясь официального конкурса. Как установила прокуратура, без разрешения Министерства культуры, без авторского надзора, без ведома проектировщика. Следовательно - самовольно или с разрешения заказчика, главного инсвестиционно-строительного управления республики. 

Рания Раимова, главный архитектор Татарского специального научно-реставрационного управления: "Заказчик должен был получить разрешение в Минкульте, Минкульт прописывает авторский надзор, договор авторского надзора, указывается или моя фамилия, или другая, этого сделано не было. Основной документ - это разрешение Минкульта"

КОРР.: В Министерстве культуры комментариев на эту тему нашей телекомпании не дали, как и ГИСУ Татарстана. Попытались мы связаться с компанией "Сайяр", точнее, заместителем генерального директора, номер которого нам удалось найти совершенно случайно. 

КОРР.: Узнали мы и ещё одну интересную вещь, попытавшись найти координаты компании в Интернете. Фирма зарегистрирована по адресу Гаврилова 14, квартира 31. По этому адресу мы обнаружили жилой дом, на звонок в квартиру никто не ответил. Соседи рассказали: здесь живёт лишь сын генерального директора, приходит домой поздно вечером. Указан у компании и другой адрес: Дементьева 26. Однако по нему располагается авиационный колледж, в приёмной директора нам сообщили следующее:

По этому адресу зарегистрирована фирма "Сайяр", мы хотели уточнить...Нет,очень давно когда-то было в прошлом веке...Но этой фирмы у нас давно нет".

По городскому телефону с загадочной компанией "Сайяр" мы тоже не смогли пообщаться. 

А между тем, строительная компания "Сайяр" давно известна в республике как крупный исполнитель госзаказов. В прошлом году получила 7 - от главного инвестиционно-строительного управления, в том числе на реконструкцию Галеевской мечети и Духосошественского храма. По закону фактический адрес любой организации должен совпадать с юридическим и быть в свободном доступе. В противном случае фирма может быть ликвидирована. 

Николай Иванов, адвокат: "Если гендиректор зарегистрировал свою фирму как адрес своего места жительства, это не противоречит закону, но в этом случае он обязан по этому адресу принимать всё, в том числе и телефонные звонки. Просто указать адрес и там не жить, гендиректор не может".

КОРР.: Как бы то ни было, отвечать за порчу памятника истории виновным придётся. Тем более, что Азимовская мечеть общепризнанно считалась одной из красивейших в городе, имеет богатую историю. Её возвёл в конце 19 века богатый купец Мустафа Азимов на месте деревянной мечети, построенной его дедом. 

Радик Салихов, член-корреспондент Академии наук РТ, заместитель директора Института истории им. Ш.Марджани АН РТ: "По разным легендам считалось что этот облик сформирован из-за личных предпочтений Муртазы Азимова, который из путешествия по восточным странам видел мечети и построил их по подобию. Обычно архитекторы отмечают, что отдельно стоящий минарет - турецкое влияние, хотя может и среднеазиатское. Примечательно: здание создано в силе эклектики, привнесены элементы татарского народного зодчества: детали растительного орнамента".

КОРР.: В медресе "Гаффария" при мечети обучались драматург Галиаскар Камал и историк Хасан Габаши, его посещал Шигабутдин Марджани. По словам исследователей, это не только памятник архитектуры, но и памятник истории татарского народа. И она достойна быть прекрасной так же, как недавно возрождённые соседки-мечети: Марджани, Апанаевская и Галеевская. 

Рустам хазрат Батров, первый заместитель председателя Духовного управления мусульман РТ: "Мы видим, как исторический центр города преображается на глазах, и это неудивительно, потому что на туризм сейчас сделана ставка и без этих объектов облик города будет другим. И плюс - это наше наследие, то, что нам досталось от предков и мы должны бережно к этому относиться".

КОРР.: Проблема в качестве реставрации -проблема всероссийская, уверены специалисты по охране памятников. Аттестованных реставраторов сейчас практически нет. Поэтому с 1 июня реставраторов по всем видом работ обяжут проходить обязательную аттестацию в Министерстве культуры России. 

Фарида Забирова, член-корреспондент Российской академии архитектурного наследия, заместитель председателя ВООПиК РТ: "У нас есть много организаций с лицензиями, они кого-то заявляли квалифицированных, а когда доходит до реализации в целях экономии денег, берут подешевле, гастарбайтеров. Я сама гоняла их от своих объектов. Я их спрашивала - кем раньше работал? Кто поваром, кто улицы мёл, а их нагнали на памятник 18 века. Качественных рабочих просто нет. Выигрывают тендеры, с лицензиями все, а на деле... Портят нам памятники".

КОРР.: По мнению представителей Союза реставраторов, страдает и законодательная база по этому вопросу. 

Андрей Винокуров, председатель ТРО Союза реставраторов России: "Не урегулирован сам процесс работ: сейчас необходимы ГОСТы. Мы пытаемся что-то сделать, воссоздать реставрационную школу РТ в том виде, в котором она была".

КОРР.: В ближайшее время будет организована и горячая линия, куда может обратиться каждый, кто увидит факт повреждения исторических зданий. На контроле этот вопрос и у президента страны, который на этой неделе утвердил закон «О защитных зонах объектов культурного наследия». Этот документ запрещает вести строительство вблизи памятников и архитектурных ансамблей.