Приказ сдать форты

Союз Реставраторов России

Общероссийская общественная
организация, объединяющая профессионалов
в области реставрации

МЕНЮ

Приказ сдать форты

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры (ФГБУК) «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» начало прием заявок на участие в аукционах по программе «Аренда за 1 рубль». Победители аукционов получат право заключения договоров аренды неиспользуемых объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии.

ДАТА
16 мая 2017

Как рассказали в агентстве, федеральная программа «Аренда за 1 рубль» — результат совместных усилий Минкультуры, Минэкономразвития и Росимущества по выработке оптимальной юридической модели привлечения средств частных инвесторов к сохранению объектов культурного наследия. В рамках программы памятники культуры сдаются в аренду по результатам проведения открытого аукциона. Начальный размер арендной платы составляет 1 рубль в год. Срок договора аренды — 49 лет.

По условиям договора, арендатор обязан провести работы по сохранению объекта в соответствии с охранным обязательством в срок не более семи лет со дня подписания акта приема-передачи. В этот срок включается время подготовки и согласования проектной документации по сохранению объекта, которое не должно превышать двух лет со дня подписания акта. Кроме того, арендатор обязан представить арендодателю независимую банковскую гарантию в срок, не превышающий 1 месяца со дня согласования, в установленном порядке проектной документации. Кроме того, арендатор должен будет предоставить банковскую гарантию на сумму, составляющую 35% от будущих вложений. После полного исполнения арендатором своих обязательств по сохранению объекта он получает право сдавать здание в субаренду или предоставлять его в безвозмездное пользование при условии письменного уведомления арендодателя.

Участники рынка пока сдержанно оценивают данную инициативу, хотя и видят в ней определенный потенциал. Руководитель отдела маркетинга и аналитики компании «Лаборатории метров» (СПб) Елизавета Яковлева отмечает, что «в любом случае это будет способствовать сохранению уникальных памятников, находящихся в упадке». В то же время эксперты сомневаются, что все выставленные на аукцион объекты найдут своего инвестора. «Вряд ли форты (Кронштадта — «СГ») будут пользоваться большим спросом даже за один рубль, — считает генеральный директор Docklands Development Екатерина Запорожченко. — Слишком большие вложения предстоят — там никаких инженерных сетей, а добраться туда (кроме форта «Риф») можно только по воде». При этом не совсем понятно, каким образом и за счет чего эти вложения можно будет возвращать. «Форты — объекты специфические и являются памятниками, поэтому здесь нельзя ничего строить, а можно только реставрировать и приспосабливать, причем под жестким контролем КГИОП, — говорит директор по развитию СК «Аквилон инвест» Виталий Коробов. — А под что современное можно приспособить форт? Только туристический объект. Но здесь возникает другая сложность — погода, форт будет доступен максимум полгода. Так что, это крайне сложный и скорее благотворительный проект».

А вот главный архитектор Центральных научно-реставрационных проектных мастерских (ЦНРПМ) Сергей Куликов считает, что возможности приспособления к современному использованию можно найти практически для любого исторического здания и сооружения, за исключением музейных или экспонируемых в качестве памятника истории и культуры объектов. «Появление у любого объекта культурного наследия пользователя, заинтересованного в его реставрации и использовании, — дело благое, — говорит Куликов. — Но при передаче в аренду важно максимально точно закрепить статус памятника и границы возможного вмешательства, чтобы это было понятно обеим сторонам процесса, и прежде всего, органам государственной охраны объектов культурного наследия и пользователям или собственникам».

По мнению эксперта, функциональные и технические возможности любого объекта можно определить на стадии подготовки документов к аукциону, для этого надо пригласить специалиста, архитектора-реставратора, который в состоянии подготовить то, что называется заключением о возможности приспособления объекта культурного наследия к современному использованию.

Несмотря на то, что аренда памятника и его приспособление по современные нужды сопряжены с немалыми хлопотами, есть немало коммерческих структур, готовых заниматься такими проектами. «Девелоперу и застройщику крупно везет, если на территории квартальной застройки или в непосредственной близости к ней присутствует любой культурный объект, и чем он старше, тем лучше, даже принимая во внимание вложения в реставрацию, — утверждает директор по стратегии развития территорий ГК А101 Леонард Блинов. — Такие объекты позволяют выстраивать и планировать совершенно иной уровень общественных пространств. При верной подаче, в рамках верного позиционирования и брендирования, такой знаковый объект добавит стоимости всему плану развития территории». Если памятник культуры расположен в центре жилой квартальной застройки, то он может стать своего рода «экскурсионным якорем», который позволит развивать турпотоки, даст отличный толчок для развития пространства. «Тогда востребованными окажутся коммерческая недвижимость на первых этажах жилых домов или отдельно стоящая — торговые точки, кафе и рестораны, магазины сувениров, центры народного творчества или ремесленные мастерские», — говорит Блинов.

Надо напомнить, что похожая программа работает в Москве с 2012 года. Разница в том, что в столице на время реставрации объекта арендатор платит ставку, которую реально зафиксировали на аукционе ударом молотка. Льготная стоимость найма — 1 рубль за квадратный метр в год (а не за объект) начинает действовать только после проведения в установленные сроки и с надлежащим качеством всего комплекса ремонтно-реставрационных работ, как это предписано охранными обязательствами. Реставрационные работы должно провести в течение пяти лет. Всего договор аренды заключается на 49 лет. По мнению городских властей, программа показывает неплохие результаты. Как рассказал на заседании президиума правительства Москвы, состоявшемся 21 марта 2017 года, руководитель столичного Департамента культурного наследия Алексей Емельянов, всего с 2013 года в программу включено 19 объектов. Завершены комплексные работы на восьми объектах, в том числе на двух объектах в 2016 и на двух объектах в 2017 году.