О реставрации древнейшей иконы "Богоматерь Боголюбская" рассказали в Центре Грабаря

Союз Реставраторов России

Общероссийская общественная
организация, объединяющая профессионалов
в области реставрации

МЕНЮ

О реставрации древнейшей иконы "Богоматерь Боголюбская" рассказали в Центре Грабаря

Беспрецедентная выставка – в Центре имени Грабаря. Она посвящена уникальной истории реставрации древнейшей иконы XII века «Богоматерь Боголюбская». Бесчисленные вторжения в живописный слой – а их было более 20-ти – шаг за шагом разрушали икону.

ДАТА
29 января 2016

И довели ее, по меткому выражению искусствоведа Александра Анисимова, до состояния «археологической руины». На протяжении столетия пять поколений реставраторов возвращали к жизни этот шедевр древнерусской иконописи.

Эту икону никогда не похищали, но в каком-то смысле она все-таки была потеряна – и теперь обретена вновь. 100 лет назад, когда Боголюбский образ Божией Матери был отдан на реставрацию, казалось, что от красок XII века не осталось ровным счетом ничего, и что мы никогда не увидим тот самый образ Богородицы, написанный, предположительно, в 1158 году по повелению князя Андрея Боголюбского после чудесного явления ему Богоматери недалеко от Владимира. И вот одна из самых древних русских икон – в своем если не первозданном виде, то очень близком к нему. Это результат последних семи лет реставрации, которая закончилась только сейчас.

«Самое основное, что можно сказать – это не какая-то моя личная заслуга. Я лишь в определенной степени оказался в тот момент на завершающем этапе. Те поколения реставраторов, пять поколений, которые прошли передо мной, – без их труда невозможно было бы достичь этого результата», – подчеркнул художник-реставратор высшей квалификации ВХНРЦ им. Грабаря Александр Горматюк.

А результат налицо. В буквальном смысле. Лик Богоматери, а также ее руки – это живопись XII века. Тот самый первозданный образ. Окончания реставрации этой иконы ждали и музейщики, и искусствоведы, и верующие. 

«Значение этого памятника переоценить невозможно. Он родился на Русской земле по велению русского князя Андрея. Эпоха князя Андрея – это переход от Киевской Руси к Московии. И то, что Богородица смотрит на нас, и она видела Русь XII века – само это уже удивительно», – отметила генеральный директор Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова.

Митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий поблагодарил реставраторов за спасение святыни. Но при этом владыка отметил, что, образно выражаясь, вместе со слоями более поздних записей с иконы были смыты молитвы тех тысяч людей, которые прибегали к этому образу.

«Смыли тысячи и тысячи слез, которые были пролиты нашим народом за это время у иконы. Никак мы не можем с вами оторвать икону от людского сердца. Вы знаете, что эти беды неминуемы, и сейчас неспокойно, так вот и нас по нашей вере православной спасает, несомненно, святая чудотворная икона, одна из них – Боголюбская», – сказал митрополит Евлогий.

Икона обязательно будет выставлена на всеобщее обозрение, но не сразу. В течение ближайших двух лет за ней будут наблюдать. Икона будет находиться в реставрационных мастерских Владимиро-Суздальского музея заповедника в помещении с особым микроклиматом и современными приборами контроля. Икона Боголюбской Божией Матери в течение многих столетий была духовной опорой русского народа. Но сегодня она сама требует защиты – особого бережного отношения.