Denkmal-2017. Послесловие

Союз Реставраторов России

Общероссийская общественная
организация, объединяющая профессионалов
в области реставрации

МЕНЮ

Denkmal-2017. Послесловие

Москве закончилась IV Международная специализированная выставка по сохранению, реставрации, современному использованию и популяризации культурного наследия. В просторечии - «denkmal, Россия - Москва 2017», организованная Союзом реставраторов России и Leipziger Messe International GmbH.

ДАТА
21 ноября 2017

С 8 по 10 ноября в Старом Гостином Дворе на Ильинке было шумно и многолюдно: как и ожидалось,   выставка, проходившая накануне и под эгидой VI Санкт-Петербургского Международного культурного форума, сама стала международным форумом по широкому спектру самых актуальных проблем реставрации и сохранения культурного наследия.

Выставку посетили более 5 тысяч человек, участников насчитали больше ста – из России, Германии, Италии, Франции, Австрии, Китая.

denk1.jpg

Открывая «denkmal, Россия - Москва 2017», министр культуры РФ Владимир Мединскийподчеркнул, что «идея этой выставки, родившейся в Германии и демонстрирующей современные технологии реставрации, сегодня вылилась в большой международный проект, в котором принимают участие Италия, Франция, Австрия и другие страны». Рассказывая о стенде Минкультуры, министр отметил, что на нем представлены «результаты работы лучших реставраторов России за последние два года»: «Здесь можно увидеть примеры нашей уникальной архитектуры - памятники, усадьбы. Мы должны сохранять, развивать и беречь их, поскольку это наша гордость и наше будущее».

Мэр Москвы Сергей Собянин поделился на открытии мыслями о гармоничном градостроительном развитии: «Современные города порой вступают в серьезные противоречия со своим историческим наследием. Москва также является площадкой, где сталкиваются история и современность. Нам важно, чтобы развитие города было гармоничным».

Если бы протокол предполагал дискуссию непосредственно на открытии, то самая интересная здесь бы и состоялась.

«Public talk» о будущем

Но протокол предполагал совсем другое: дискуссия, в программе нареченная «public talk», состоялась на стенде Минкультуры России. Который, напомним, был задуман не как ведомственный, а как стенд всего реставрационного сообщества: здесь было 34 экспонента из Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира, Ярославля, Саратова, Великого Новгорода, Архангельска, Карелии, Ростовской области и Мордовии и др. Кстати, выставка 2017 года стала первой, где были так широко представлены российские регионы.

denk6.jpg

Открывая дискуссию, замминистра культуры РФ Олег Рыжков подчеркнул, что «идет начало формирования профессионального сообщества реставраторов, отрасли, принадлежность к которой будет составлять гордость всех людей, вовлеченных в эту сферу». «Мы должны объединяться и больше говорить о том, что мы делаем, что это такое — сохранение наследия и почему перед нами не прошлое, а будущее страны», — призвал Олег Рыжков.

Последовавшая дискуссия с участием ведущих экспертов, представителей музеев, НИИ, реставрационных компаний, научных и образовательных учреждений показала, как актуальны проблемы комплексного научного подхода к исследованию и реставрации движимых и недвижимых памятников, внедрения в практику мобильных лабораторий для обследования объектов, как остро стоят вопросы подготовки квалифицированных специалистов.

Программа стенда Минкультуры все три дня фактически продолжала дискуссию: здесь практически безостановочно работали мастер-классы по исследованиям и реставрации произведений живописи и декоративно-прикладного искусства, демонстрировались презентации по теории и современной практике реставрации памятников.

Новые московские приоритеты

Стенд Правительства Москвы буквально сверкал умопомрачительными цифрами и интерактивными забавами. Сам столичный павильон был сделан в форме звезды, каждый луч которой посвятили определенной теме: «Московской реставрации-2017», работам на ВДНХ, практике реставрации – мастерицы на глазах у публики расчищали подлинные изразцы XVII века с колокольни храма Рождества в Бутырской слободе – и т.п.

denk7.jpg

Одна из граней звезды была посвящена статистике. Согласно цифрам за 2017 год, реестровых объектов культурного наследия в Москве 4081. И 94% из них - в хорошем и удовлетворительном состоянии. То, что эти цифры являлись фоном для макета «отреставрированного» стадиона «Динамо» – на три четверти снесенного и выстроенного заново – доверия к ним не добавляло.

denk2.jpg

Поинтересоваться практической стороной вопроса можно было на семинаре «Сохраняя наследие. Приоритеты. Результаты. Перспективы». Как дела в столице – рассказывал Сергей Мирзоян, первый замруководителя Мосгорнаследия.

В приоритетах и перспективах он обозначил работу с памятниками, находящимися в неудовлетворительном состоянии (34% из них – в частной собственности): «Наша задача – обязать правообладателей как минимум к противоаварийным работам, а их логическим продолжением будут реставрация и приспособление. От собственников ожидаем баланса между их собственными интересами и сохранением объектов культурного наследия».

denk4.jpg

Сергей Мирзоян рассказал, как развиваются события не нескольких знаковых столичных памятниках. Дом Пожарского, он же Орлова-Денисова (Большая Лубянка, 14) – завершены первоочередные противоаварийные работы; по башне Шухова – идет корректировка реставрационной документации; ряд объектов «Золотого острова» – завершены противоаварийные работы и выданы разрешения на реставрацию; в Доме Наркомфина начаты реставрационные работы.

В поисках добросовестного инвестора

О пресловутом «балансе» шла речь и на одном из самых актуальных «теоретических» мероприятиях выставки - круглом столе «Памятник архитектуры как инвестиционный проект. Ревитализация и новое использование объектов культурного наследия».

denk8.jpg 

В центре обсуждения оказались объекты культурного наследия, которые находятся в неудовлетворительном состоянии, а также объекты, не имеющие официального статуса памятника. Спасение такого объекта связано с решением масштабной задачи: превращением его в проект, привлекательный для потенциального инвестора, который не только стал бы развивать его как инвестиционный проект, но и принял бы на себя обязательства по сохранению культурного памятника в соответствующем состоянии. «В таких случаях существует два вида ответственности, - отметил, открывая дискуссию, Штеффен Зендлер, генеральный директор и партнер Drees & Sommer. – Ответственность перед городом и историей и ответственность перед инвестором. Наша задача – найти правильный баланс».

«Объекты, которые находятся в неудовлетворительном состоянии, не вызывают интереса у потенциальных инвесторов», - отметила Екатерина Плескачева, начальник управления регулирования имущественных отношений и статистики АУИПИК. Она рассказала, как в Агентстве стараются заинтересовать потенциальных инвесторов, в том числе и льготными условиями аренды исторического здания в рамках программы «Аренда за 1 рубль».  «Исторический объект становится точкой притяжения для туристов, а вокруг него строится рекреационный комплекс», - выразила точку зрения инвесторов Глафира Ахмадуллина из инвестиционной группы компаний ASG, рассказав о работе компании с историческими объектами в Казани и в Подмосковье.

Германским опытом поделился сам модератор Штефан Зендлер, рассказав о том, как в Гамбурге район старого порта превратили в престижный городской район жилой и коммерческой застройки.

Конечно, всего дискуссионного многообразия выставки в этих кратких заметках не исчерпать: были еще интересные и полезные круглые столы по усадебному наследию, индустриальному наследию, культурно-историческому туризму, профессиональной подготовке реставраторов, итальянским реставрационным технологиям, немецким реставрационным подходам и т.д. и т.п.

denk3.jpg

Россия созрела для национальной реставрационной выставки

Но самым ярким было, извините уж, эксперты и теоретики, впечатление вполне практическое. У одного из выставочных стендов мы набрели на двух совсем юных молодых людей из города Россошь Воронежской области. Они, не обращая внимания на посетителей, деловито вырезывали из жести кровельный лемех для церковных глав. И очень умело, заметим.

Их звали Кирилл и Александр, они учатся в школе кровельщиков при реставрационной фирме, и у них есть наставник Николай Александрович. Как увлеченно рассказывали они о своем кровельном деле! Как крыть главу правильно и как не правильно. Как можно получить практический навык за три месяца. И как можно потом шлифовать его четыре года, как они. И как они, когда окончательно вырастут, станут кровельщиками. Обязательно.

Вот про таких, как они и для таких, как они – должны быть реставрационные выставки. Конечно, Denkmal – известный бренд, и в годы, когда, казалось, российская реставрация закончилась и не начнется вновь, международный реставрационный выставочный проект был в известной степени необходим, чтобы стимулировать возрождение отечественного.

Но в конце 2010-х годов российская реставрация уже обязана подумать о собственном бренде, собственном имени и собственной национальной выставке.

Впрочем, она уже думает: замминистра Олег Рыжков не случайно говорил в дискуссии о планах показать в 2018 году есть планы показать на специальной выставке в Москве всю реставрационную Россию «в региональном разрезе», представить и образовательные структуры в области реставрации и сохранения наследия, «учить архитекторов работать со старыми зданиями».