Татьяна Василенко о реставрации объектов национальной архитектуры

Союз Реставраторов России

Общероссийская общественная
организация, объединяющая профессионалов
в области реставрации

МЕНЮ

Союз в лицах

Татьяна Василенко о реставрации объектов национальной архитектуры

Татьяна Василенко о реставрации объектов национальной архитектуры

Профессия реставратора привлекает талантливых людей из разных областей деятельности. Татьяна Михайловна Василенко, заместитель директора по реставрации из оренбургского научно-производственного предприятия «РОНА», член Союза реставраторов России много лет преподавала в Оренбургском государственном университете архитектуру.

Она получила инженерное образование на факультете промышленно-гражданского строительства, закончила аспирантуру по специальности архитектура. Ее коллега по университету, еще работая на кафедре, организовал студенческое конструкторское бюро, а затем проектную фирму. В 2001 году Татьяна Василенко получила предложение там поработать, и с тех пор занимается реставрацией.

- Татьяна Михайловна, расскажите о специфике работы в «РОНА», одном из лучших предприятий отрасли в 2015 году.

- Наша компания занимается проектированием в разных областях, в том числе и в новом строительстве. Тем не менее, реставрация – это та область, в которой наш руководитель Юрий Александрович Григорьев работает более двадцати пяти лет. Поэтому эта сфера у нас остается приоритетной. Поскольку мы занимаемся только проектированием, для нас очень важно правильное отношение к объектам тех производственных компаний, с которыми мы сотрудничаем. Уважение к памятникам архитектуры – главный критерий сотрудничества. Мы давно работаем с фирмой, которую возглавляет Анатолий Григорьевич Горбатко, а также с компанией из Оренбурга «Строймарт». Они выполняют все требования, которые мы выдвигаем.


- Не могли бы Вы поделиться последними реставрационными проектами.

- Сейчас ведется реставрация Смоленской церкви в селе Державино Бузулукского района Оренбургской области. Усадьба в этом селе принадлежала Гавриилу Романовичу Державину, он хотел оставить ее в наследство своему сыну. Иконы в Смоленской церкви были написаны его первой женой. Это церковь конца XVIII века. Реставрационные работы второй сезон ведет фирма Горбатко, о которой я уже упоминала. В церкви было обнаружено много интересных деталей. Первый раз мы столкнулись с чугунными полами, которые сейчас восстанавливаются. Была полностью утрачена колокольня, ее воссоздали в прошлом году. В этом году реставрировали стены, деструкция которых с наружной стороны достигала двадцати сантиметров. Также обновили фальцевую кровлю, которая не менялась с советского периода, заменили покрытие купола. В девяностые годы была промежуточная реставрация, многие белокаменные элементы были заменены на бетонные. У нас появились фирмы, которые занимаются возрождением традиций белокаменного зодчества. В церкви использовался белый камень для крылец, в декоре, сейчас мы все это возвращаем. Сегодня бетон практически полностью разрушился из-за температурных перепадов, а уцелевшие элементы из белого камня остались в неплохом состоянии. Проект был выполнен два года назад, прошел историко-культурную экспертизу, реставрационные работы должны быть завершены в этом году.

Полтора года назад закончилась реставрация Спасской церкви в селе Спасское Саракташского района Оренбургской области. Это церковь в стиле классицизм начала XIX века, памятник федерального значения. Ее построил генерал Мансуров, участник войны 1812 года, который был владельцем этого села. Церковь небольшая, но очень красивая и гармоничная. Даже мельчайшие архитектурные элементы были выполнены на основе золотого сечения. Мы провели исследования, которые доказывают, что пропорции золотого сечения были соблюдены не только в планах, фасадах, но даже в элементах отделки. К сожалению, церковь была в плачевном состоянии, колокольня полностью утрачена, сохранился только один северный портик, остальные были разрушены или в аварийном состоянии. Сегодня церковь полностью восстановлена с участием фирмы Горбатко, и несмотря на то, что финансирование было очень скромное, а реставрация велась почти десять лет, это один из наших любимых памятников.

С 2001 по 2014 годы мы реставрировали здание Дворянского собрания в Оренбурге, также памятник федерального значения. Сегодня в нем находится театральное отделение института искусств. За время реставрации неоднократно менялись нормы пожарной безопасности, поэтому приходилось заниматься перепроектированием, корректировкой. Но все было успешно завершено и сегодня этот объект эксплуатируется.


- Ваша компания работает в основном в Оренбургской области или есть проекты в других регионах?

- Мы также работали в Перми, где делали проект реставрации архиерейского дома. К сожалению, возникли проблемы с авторским надзором, хотя проект мы выполнили и сдали. Сейчас работы ведутся за счет средств местного бюджета, администрации которой затруднительно оплачивать командировки наших специалистов. Также мы работали в Далматово Курганской области, где делали концепцию развития мужского монастыря. Эта концепция получила одобрение патриарха, но проект на реставрацию, к сожалению, выиграла другая организация.


- Татьяна Михайловна, как Вы организуете процесс проектирования?

- В нашей организации работает около семидесяти человек. У нас есть группа обмеров и обследования, отдел, куда входят архитекторы-реставраторы и строительный отдел, где работают инженеры-реставраторы. У нас очень сплоченный коллектив, много заинтересованной и талантливой молодежи. Все специалисты, которые работают в этом направлении в прошлом году прошли аттестацию. На объект обязательно выезжает группа обмеров с современным оборудованием. Несколько лет назад мы приобрели лазерную сканирующую систему для выполнения обмерных работ. Мы стараемся повышать квалификацию всех наших сотрудников, от обмерщиков до инженеров-реставраторов. Также даем возможность ознакомиться с профессией реставратора студентам архитектурного факультета нашего университета, они проявляют очень большую заинтересованность. Зачастую на практике они узнают больше о реставрации, чем на кафедре. К сожалению, время сейчас кризисное, и новых сотрудников мы временно не набираем. Хотя, когда наша организация только начинала работать, у нас был только один архитектор-реставратор, а сейчас таких квалифицированных специалистов пятеро. Это говорит о том, что мы постепенно растем и расширяемся, уделяя много времени подготовке наших специалистов.


Возврат к списку