Реставрация керамики по-строгановски

Союз Реставраторов России

Общероссийская общественная
организация, объединяющая профессионалов
в области реставрации

МЕНЮ

Союз в лицах

Реставрация керамики по-строгановски

Реставрация керамики по-строгановски

Магистратура кафедры реставрации художественной керамики Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова (МГХПА им. Строганова) существует всего лишь второй год.

Поступить в магистратуру могут люди с высшим образованием, с хорошим уровнем профессиональной подготовки по рисунку, живописи, истории искусства и технологии керамики. За два года обучения они должны овладеть принципами научной реставрации, широким спектром реставрационных методик, материалов и технологий.

За время обучения студенты уже успели восстановить изразцы XVII века Степана Иванова (Полубеса), пройти выездную практику по реставрации печей и каминов в музее Канта под Калиниградом, поработать над архитектурными композициями и панно в ВДЦ «Орленок», принять участие в выставках и конференциях.

 

- Константин Леопольдович, как выпускнику Строгановки, художнику по специальности стала близка реставрация?

Константин Леопольдович Патов – старший преподаватель кафедры, художник декоративно-прикладного искусства считает своих подопечных энтузиастами и универсальными специалистами. Керамика сама по себе очень разнообразна, она сочетает разные техники и объемы, школы и исторические периоды.

- Кафедру керамики Строгановки я закончил в 1992 году, а до этого учился в Ярославском художественном училище. Мой отец был скульптором, преподавателем в этом училище, поэтому выбор профессии был предопределен с детства. Я получил глубокие знания по академической скульптуре, а по своей специализации изучал скульптуру малых форм, конструирование сервизов, много работал с фарфором. По окончании института мы были готовы прийти в лабораторию любого крупного советского фарфорового завода в качестве ведущих художников. Но в девяностые годы Советский Союз рухнул, а вместе с ним стали исчезать и наши заводы-флагманы. Ситуацию спасало то, что уровень подготовки выпускников Строгановки был настолько высок, что им ничего не оставалось как создавать свои частные мастерские. В тандеме с моей супругой мы открыли мастерскую «Artmaya», которая существует по сей день.

Любовь к реставрации возникла все в те же студенческие годы благодаря профессору Селезневу, который занимался изучением изразцов и факультативно преподавал нам базовые принципы этой специальности.

В свое время судьба свела меня с крупнейшими коллекционерами советского фарфора, которые сначала покупали наши авторские работы, а потом стали обращаться за реставрацией экспонатов своих коллекций. Так реставрация стала вторгаться в мою жизнь и занимать все больше и больше пространства. А накопленный опыт нужно передавать.

 

- Именно поэтому возникла новая кафедра в Строгановке?

- О необходимости создания кафедры реставрации керамики мы говорили еще лет пятнадцать назад, но тогда не было такой возможности. Идею удалось реализовать чуть больше года назад. Сейчас на первом курсе учится четыре магистранта, на втором двое. Если так можно сказать, то это практически «штучный товар» в области подготовки специалистов, индивидуальное обучение. Я очень рад, что эти ребята неслучайно пришли в профессию.

Необходимость подготовки специалистов научной реставрации художественной керамики подтвердили музеи, искусствоведы, частные заказчики, государственные организации, от которых поступила масса предложений о сотрудничестве.

 

- Этим летом в Строгановке был осуществлен совместный проект реставрации с Всероссийским детским центром «Орленок», в котором участвовали преподаватели и студенты кафедры.

- В середине шестидесятых-начале семидесятых годов в «Орленке» советскими художниками была создана уникальная среда - экспериментальные архитектурные проекты украшенные керамическими панно, мозаиками, монументальной живописью и очень много художественной керамики. За эти годы многое подверглось разрушению, поэтому к нам обратились за помощью. С тремя студентами мы изучили объекты, которые требовали реставрации. Провели обмеры, фотофиксацию, составили программы и методики реставрации монументальных панно, архитектурно-пространственных композиций. Во время реконструкции в начале двухтысячных одна из керамических композиций была переоборудована в действующий фонтан. В процессе эксплуатации морская вода покрыла фонтан толстой коркой солей и извести. Очистка этого объекта потребовала ювелирной работы скальпелем. И меня поразило насколько студенты понимали, что этот тяжёлый, кропотливый волонтёрский труд часть профессии. Они показали себя сплочённой командой. В «Орленке» у нас была еще одна работа, не связанная с керамикой, - это панно палехских художников по сказкам Пушкина. Написанное нестойкой темперной краской оно в девяностые годы подверглось грубой бытовой очистке, было забрызгано краской при проведении ремонта здания. За две недели наши ребята его полностью восстановили, где-то очищали, делали ретушь, дописывали. И это получилось очень органично, с полным попаданием в цвет благодаря высокому уровню рисовальной и живописной подготовки наших студентов.

В следующем году мы планируем продолжить сотрудничество с «Орленком», а также поработать в музее Херсонеса Таврического, где для нас уже намечен фронт работ.


Возврат к списку