Мастерство строгановской школы

Союз Реставраторов России

Общероссийская общественная
организация, объединяющая профессионалов
в области реставрации

МЕНЮ

Союз в лицах

Мастерство строгановской школы

Мастерство строгановской школы

Заведующий кафедры реставрации художественного металла, профессор, Заслуженный художник России, почетный работник высшего профессионального образования, кандидат искусствоведения Чавушьян Данил Макартычевич рассказал нам в интервью о своей родной Строгановке, создании кафедры, ее традициях, преподавателях и студентах.

 

- Расскажите, пожалуйста, о Вашем профессиональном пути?

 

- Я всю жизнь увлекался археологией, историей, немного рисовал. Однажды увидел по телевизору передачу о Карле Фаберже, и это определило выбор профессии. В 1981 году я закончил училище по огранке алмазов в бриллианты, а в 1984 году - Отделение подготовки мастеров МГХПУ (бывшее Строгановское училище) по специальности ювелир. Долго готовился к поступлению в Строгановку и поступил на кафедру металла. После окончания Академии в 1990 году работал как художник-ювелир, у меня была своя мастерская, некоторые мои работы приобрели музеи – их можно увидеть в Государственном историческом музее, Оружейной палате. Параллельно преподавал изобразительное искусство в экспериментальной школе Академии педагогических наук для глухих детей. А потом меня пригласили преподавать уже в Строгановку на кафедру металла. Сначала читал технологию, потом мне доверили курс, потом несколько курсов, позже начал вести дипломников.

 

- Когда была открыта кафедра реставрации художественного металла?

 

- В 2002 году она начала работать с нуля, это было новое необычное направление для нас. Государство обратило внимание на то, что нужно готовить специалистов для сохранения культурного наследия страны. Реставрация – это очень серьезная наука, синтез всех искусств, ремесел, знаний. Поэтому потребовалась школа, которая могла бы выпускать ребят, которые в будущем шли бы работать в музеи. Мне очень повезло, что когда я только начинал, на помощь пришел Исторический музей – абсолютно уникальный в России, с богатейшим фондом и прекрасными сотрудниками. У нас были налажены традиционные связи, студенты кафедры металла часто ходили туда, делали обмеры, учились у известного ювелира, реставратора, профессора Строгановки Федора Яковлевича Мишукова, который поддерживал долгие годы связь между нами и музеем. Отдел драгметаллов очень помог в становлении нашей кафедры, в реставрационных мастерских музеях студенты проходили практику, а сотрудники музея стали преподавателями нашей кафедры.

 

- От преподавателей логично перейти к их студентам. С 2002 года Вы выпустили много специалистов. Что Вы можете сказать о них?

 

- За годы работы кафедры у нас было пятнадцать выпусков. Все они прекрасные ребята, многие работают в Историческом музее, в Оружейной палате Кремля, в Третьяковской галерее, в реставрационных, ювелирных фирмах в России и за рубежом. Сегодня кафедра очень изменилась, она делится на бакалавриат и магистратуру. Студенты бакалавриата осваивают все техники ювелирного искусства – это монтировка, все виды эмали, граверное дело, чеканка, чернь, резьба по кости, перламутру, кокосу, вакуумное литье. Это нужно для того, чтобы студенты могли понять как старые мастера делали свои вещи, и это делается на самом высоком уровне. Одновременно они изучают стили в искусстве, историю орнамента, искусствоведческую экспертизу, геммологию – всего двадцать семь предметов только на кафедре, не считая предметов общих и академических. Реставрационную практику студенты проходят в мастерских Государственного исторического музея. Потом ребята поступают в магистратуру, которая построена на изучении древних технологий и современных методов реставрации. Уровень их магистерских диссертаций можно сравнить с искусствоведческими кандидатскими диссертациями. Здесь можно упомянуть серьезные работы «Исследование литой фибулы в технике воскового вязания племени Мурома IV век н.э.», «Исследование скифских золотых бляшек кургана Куль-Оба из собрания ГИМ», «Исследование технико-технологических и художественных особенностей коллекции русских серег XVII в. из собрания ГИМ», «Исследование художественно-технологических приемов в ювелирном искусстве Франции конца XIX-начала XX вв.». Мы часто получаем задания и помогаем специалистам в исследованиях тех или иных технологий. Мы постарались сделать у нас на кафедре небольшой научно-исследовательский институт, где одновременно с процессом обучения ведутся серьезные исследования под руководством наших преподавателей. И мое твердое убеждение как педагога – это то, что мы должны выпускать людей, которые будут хранить и спасать памятники культуры и искусства. Наши ребята настоящие энтузиасты своего дела.

 

- Скажите, а что Вас вдохновляет как художника?

 

- Я очень долго работал как ювелир, черпая вдохновение из музыки Петра Ильича Чайковского и русской природы. Сейчас мое дело продолжают студенты, чьи работы можно увидеть в Московской Консерватории на выставке «Мастера строгановской школы в Консерватории». Второй год мы проводим эту выставку работ преподавателей и студентов, где синтезировали все виды искусства – музыку, живопись, скульптуру, декоративно-прикладное искусство. Строгановка – это консерватория для художников, у великих музыкантов, как и у художников, всегда есть последователи – их ученики, и здесь мы очень похожи.



Возврат к списку